Экономические механизмы государственного управления – это система взаимосвязанных организационно-экономических, финансово-экономических и иных методов, инструментов, мер управленческого воздействия на общественные отношения для обеспечения модернизации экономики, социально-экономического развития государства и отдельных его территорий и повышения уровня благосостояния населения.
Виды механизмов государственного управления
Система государственного регулирования учреждается и функционирует для реализации важнейших функций и задач публичного управления. В качестве социально полезного эффекта государственного управления в демократических государствах рассматривается наиболее полное обеспечение прав личности во всех сферах общественной жизни, обеспечение благосостояния населения. При этом государственное управление опосредует властное воздействие уполномоченных субъектов должностных лиц и органов государственной власти, и реализация такого управленческого воздействия должна обеспечиваться за счет отбора и осуществления методов, механизмов, инструментов и мероприятий, соответствующих демократическим принципам и стратегическим целям и задачам социально-экономического развития отдельных территорий и государства в целом.
Практика государственного управления позволяет выделить следующие виды механизмов государственного управления:
- административные механизмы, то есть методы прямого воздействия на общественные отношения. Систему административных механизмов образуют такие инструменты, как запрещение, разрешение, принуждение. Так, например, в качестве административных инструментов регулирования используются стандартизация деятельности, ее лицензирование;
- экономические механизмы, то есть методы косвенного воздействия на общественные отношения. Эти методы наиболее востребованы в условиях демократического общественно-государственного устройства. К их числу относят: бюджетную, налоговую политику, денежно-кредитную политику государства, а также использование инструментов стратегического планирования, прогнозирования и программирования и пр.
Значение экономических механизмов государственного управления
Эффективность развития современного государства во многом определяется эффективностью экономики такого государства: благосостояние современного общества определяется эффективностью национального хозяйства. При этом важно подчеркнуть, что в демократическом государстве, где свободно учреждаемые и функционирующие экономические субъекты реализуют свои права, методы прямого административного воздействия утрачивают свою эффективность, и на первый план выходят меры косвенной поддержки, инструменты партнерского взаимодействия, сервисная ориентация государства.
Вышесказанное обуславливает необходимость разработки системы организационно-экономических, правовых, финансово-экономических и иных методов, инструментов и мероприятий, реализуемых государством, регионами и муниципалитетами, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, в рамках трехстороннего партнерства, для развития отечественной экономики и обеспечения благосостояния населения.
Характеристика экономических механизмов государственного управления
Содержание экономических механизмов государственного управления определяется теми целями и задачами, которые в долгосрочной перспективе ставит перед собой конкретная территория и государства в целом.
Содержание экономических механизмов государственного управления может быть охарактеризовано следующим образом:
Содержание денежно-кредитной государственной политики составляют следующие инструменты:
- утверждение учетной ставки;
- утверждение размера минимальных резервов финансово-кредитных организаций в Банке России и др.;
Содержание бюджетно-налоговой политики определяется установлением налогов и бюджетных расходов для финансового обеспечения реализации целей, задач и мероприятий социально-экономического развития;
Содержание социально-экономического планирования и прогнозирования составляют инструменты:
- планирования стратегического развития;
- разработки и реализации государственных программ поддержки конкретных сфер экономики и др.
Необходимо отметить, что социально-экономическое планирование и прогнозирование сегодня является одним из наиболее востребованных экономических механизмов государственного управления.
Прогнозирование социально-экономического развития отдельной территории и государства в целом предполагает исследование и установление закономерностей экономического развития, установления внешних и внутренних факторов, влияющих на такое развитие и определение методов, инструментов и мероприятий управленческого воздействия для обеспечения эффективного социально-экономического развития.
Итоги прогнозирования определяют бюджетную политику в долгосрочной перспективе, а также оперативные цели и задачи бюджетной политики.
На основе полученных результатов прогнозирования и исходя из имеющихся, прежде всего, финансовых ресурсов, государство реализует такой экономический механизм государственного управления как программирование. Сегодня в России активно разрабатываются и реализуются государственные целевые программы, которые позволяют аккумулировать ресурсы для реализации конкретно определенных социально-экономических целей и задач посредством достижения плановых параметров развития.
Использование программ как инструментов государственного управления позволяет направить финансовые, организационные и иные ресурсы в те сферы экономики, которые имеют важнейшее значение для ее модернизации, активного развития и, как следствие, обеспечения благосостояния населения. Так, например, сегодня активно разрабатываются и реализуются программы по поддержке малых и средних предпринимателей, по поддержке инновационных проектов и др.