Единая система идентификации и аутентификации в Российской Федерации – это российская информационная система, которая обеспечивает санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в лице граждан и должностных лиц органов государственной и муниципальной власти к сведениям, содержащимся в государственных и других информационных системах.
Сущность и значение Единой системы аутентификации и идентификации в Российской Федерации
Единая система идентификации и аутентификации является федеральной государственной информационной системой, призванной обеспечить взаимодействие информационных систем информационно-технологического характера, применяемых с целью оказания муниципальных и государственных услуг в электронном формате. Ее основная задача состоит в обеспечении санкционированного доступа участников информационного взаимодействия в рамках Единой системы аутентификации и идентификации к сведениям, содержащимся в государственных и муниципальных, а также иных информационных системах.
Обращение к этим информационным системам осуществляется для достижения следующих целей:
- во-первых, получение муниципальных и государственных услуг, включая те, которые предоставляются муниципальными и государственными учреждениями, иными организациями, размещающими государственные задания или муниципальные задания;
- во-вторых, реализация муниципальных и государственных функций;
- в-третьих, создание базовых государственных информационных ресурсов, которые определяются российским Правительством;
- в-четвертых, осуществление межведомственного электронного взаимодействия;
- в-пятых, иные цели, которые предусмотрены федеральным законодательством, правительственными и президентскими актами.
Данная система призвана обеспечивать санкционированный доступ к сведениям, содержащимся в государственных и других информационных системах.
В условной форме данную систему можно рассматривать в качестве электронного паспорта российского гражданина. Она обеспечивает авторизацию на ресурсах Российской общественной инициативы и Государственных услугах. Получение учетной записи данной системы удостоверяется посредством личного предоставления паспортных данных и СНИЛС.
Функциональное назначение Единой российской системы идентификации и аутентификации
Единая российская система идентификации и аутентификации призвана обеспечить реализацию следующих функций:
- во-первых, идентифицировать и аутентифицировать пользователей;
- во-вторых, управлять идентификационными данными;
- в-третьих, авторизовать уполномоченных лиц органов государственной и муниципальной власти исполнительного характера при доступе к функциям системы;
- в-четвертых, вести информацию относительно полномочий пользователей в отношении информационных систем.
Создание данной системы было возложено на ПАО «Ростелеком», в качестве непосредственных исполнителей, ответственных за развитие этой системы, выступали различные IT-компании.
История создания Единой российской системы идентификации и аутентификации
Создание Единой российской системы идентификации и аутентификации было осуществлено в 2010 году. Первоначально назначении системы состояло в обеспечении возможности регистрации граждан на Портале государственных услуг. Осуществление идентификации и аутентификации пользователей в случае доступа к Порталу государственных услуг было реализовано по паролю.
В 2011 году система стала обеспечивать доступ не только к Порталу государственных услуг, но и к порталам государственных услуг на региональном уровне, другим приложениям Правительства в электронной форме. В рамках системы была обеспечена возможность осуществлять регистрацию не только граждан, но и хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей, отдельных должностных лиц организаций. В качестве способа, обеспечивающего поддержку идентификации и аутентификации, выступала электронная подпись.
В 2013 году произошло издание Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующего создание регистра органов власти и хозяйствующих субъектов, имеющих возможность создания и замены, а также выдачи ключа простой электронной подписи для оказания государственных и муниципальных услуг.
В 2014 году в рамках реализации концепции развития механизмов оказания муниципальных и государственных услуг в электронном форме была введена интеграция официальных порталов и сайтов органов власти федерального, регионального и муниципального уровня с Единой системой идентификации и аутентификации. Это обеспечило возможность применения данной системы не только на Портале государственных услуг, но и на любых сайтах органов государственной и муниципальной власти. Частные организации также получили возможность интеграции с Единой системой идентификации и аутентификации.
2015 год стал годом существенного расширения набора данных, которые отражались в профиле пользователя, была добавлена информация о заграничном паспорте, полисе обязательного медицинского страхования, военном билете и так далее. Учетную запись стало возможным регистрировать на номер мобильного телефона, ранее привязанный к иной учетной записи.
На совместную работу с Единой системой аутентификации и идентификации в 2019 году была настроена Единая биометрическая система.
В 2021 году Минцифры запустили эксперимент, суть которого сводилась к регистрации на сервисах Рунета с помощью Единой системы идентификации и аутентификации. Через подтвержденную учетную запись на Госуслугах граждане получили возможность авторизации на различных порталах и сервисах.
В этом же году Роскомнадзором были урегулированы правила пользования данной информационной системой, позволившие давать и отзывать согласие на обработку персональных данных.
Информация о пользователях sim-карт начала вноситься в Единую систему идентификации и аутентификации с 1 июня 2021 года.