Должностные и административные регламенты – это нормативно-правовые акты, регулирующие порядок функционирования органов государственной власти и замещения должностей государственной службы.
Понятие и назначение регламентов в системе государственной службы
Органы государственной власти реализуют свои полномочия в соответствии с правовыми средствами, регулирующими:
- во-первых, объем полномочий органов государственной власти;
- во-вторых, общие принципы их деятельности;
- в-третьих, процедуры деятельности органов государственной власти и иные вопросы.
Такое правовое регулирование осуществляется в форме регламентов, разработка и утверждение которых организуются в установленном порядке.
Регламенты представляют собой нормативно-правовые акты, обеспечивающие регулирование внутренней организации и порядка деятельности органов государственной власти и их подразделений.
Применение регламента органами государственной власти обеспечивает систематизацию их полномочий, восполняет нормативно-правовые пробелы в российском законодательстве, упорядочивает административные процедуры, различные действия органов государственной власти, исключает избыточные действия.
Регламенты в системе государственного управления обеспечивают правовую основу функционирования всех органов власти, входящих в структуру определенных ведомств.
Административный вид регламентов в системе государственной службы
Регламенты в системе государственной службы делятся на два вида:
- во-первых, административные регламенты;
- во-вторых, должностные регламенты.
Административные регламенты государственной службы выступают в качестве инструмента, обеспечивающего современный подход к реализации государственного управления. Их разработка и внедрение осуществляется с целью улучшения административного регулирования реализации функций государственного управления, оказания государственных услуг хозяйствующим субъектам и населению.
К примеру, административный регламент, обеспечивающий общее правовое регулирование основных направлений деятельности исполнительно-распорядительного и управленческого характера в отношении какого-либо органа власти, может устанавливать:
- во-первых, полномочия его руководителей, порядок планирования их деятельности;
- во-вторых, стандарты и административные регламенты оказания государственных услуг;
- в-третьих, специфику планирования и организации деятельности органов государственного управления, включая его взаимоотношения с другими органами власти;
- в-четвертых, порядок организации документооборота в органе государственной власти;
- в-пятых, особенности подготовки и оформления решений органов государственной власти, контроль исполнения поручений и рассмотрения обращений в органы государственной власти;
- в-шестых, порядок разработки и принятия нормативно-правовых актов органов государственной власти в пределах их полномочий;
- в-седьмых, порядок взаимодействия органов государственной власти с другими органами государственной власти, подведомственными службами и агентствами;
- в-восьмых, порядок информационного освещения деятельности органов государственной власти;
- в-девятых, порядок работы с обращениями хозяйствующих субъектов и населения, приема граждан в органе государственной власти;
- в-десятых, порядок предоставления информации относительно деятельности органов государственной власти по запросам и так далее.
Должностные регламенты в системе государственной службы
Должностные регламенты в системе государственной службы выступают в качестве локальных правовых актов, которые сдаются представителем нанимателя и входят в состав административных регламентов органов государственной власти с целью регулирования комплекса вопросов, связанных с исполнением обязанностей при замещении конкретной должности государственной службы.
Основное назначение должностных регламентов состоит в содействии правильному подбору, закреплению и расстановке государственных служащих, повышении их профессиональной квалификации, совершенствовании технологического и функционального разделения труда между руководителями органов государственной власти и специалистами организации оценки служебной деятельности государственных служащих при проведении аттестации, приеме населения на государственную службу и так далее.
Должностные регламенты включают в себя:
- во-первых, перечень квалификационных требований к характеру и уровню навыков и знаний, предъявляемых к государственным служащим, замещающим определенную должность, а также к их образованию, стажу в системе государственной службы или опыту работы по специальности;
- во-вторых, перечень должностных обязанностей, прав и ответственности государственного служащего в случае неисполнения этих должностных обязанностей в соответствии с административными регламентами органов государственной власти, функциями и задачами структурных подразделений органов государственной власти, функциональными особенностями замещаемой должности государственной службы;
- в-третьих, вопросы, в отношении которых государственные служащие наделены правом или обязанностью самостоятельного принятия управленческих и иных решений;
- в-четвертых, вопросы, в отношении которых государственные служащие наделены правом или обязанностью участия в подготовке проектов нормативно-правовых актов, управленческих и других решений;
- в-пятых, процедуры и сроки подготовки, рассмотрения проектов управленческих и других решений, порядок согласование и принятия управленческих и других решений и так далее.
Должностные регламенты выступают в качестве составной части административных регламентов органов государственной службы, в системе которых существует та или иная должность государственного служащего. Деятельность каждого государственного служащего прямо связана с функциями, которые возложены на органы государственной власти, с их предметной спецификой, применяемыми управленческими методами, особенностями нормотворчества, полномочиями, взаимодействия органов власти с другими составляющими публичной власти.