Дисциплинарные коррупционные проступки государственных гражданских служащих – это нарушение государственным служащим требований законодательства, запретов и ограничений, осуществление действий коррупционного характера, влекущих за собой дисциплинарную ответственность.
Сущность дисциплинарных коррупционных проступков государственных гражданских служащих
Важнейшим инструментом обеспечения эффективности государственной службы выступает служебная дисциплина, содержание которой устанавливается нормативными актами, регулирующими деятельность государственных служащих.
Правовую базу поведения государственных служащих формирует Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Этот закон устанавливает совокупность запретов и ограничений, а также требований к государственным служащим, в том числе и в отношении исполнения обязанностей, которые призваны противодействовать коррупции.
к государственным гражданским служащим, допустившим дисциплинарные проступки коррупционного характера, могут применяться следующие виды взысканий:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии.
Также законодательством предусмотрена возможность увольнения государственного служащего, если к нему утрачено доверие.
Взгляды на сущность дисциплинарных коррупционных проступков государственных служащих
Наиболее простой взгляд на содержание дисциплинарных коррупционных проступков государственных служащих подразумевает совершение коррупционных действий, предусматривающих дисциплинарную ответственность за них. Однако некоторые специалисты считают, что такие поступки нельзя называть дисциплинарными, в связи с тем, что ответственность за них устанавливается самостоятельными нормативно-правовыми документами.
В результате специалисты предполагают считать дисциплинарные коррупционные проступки отдельным видом дисциплинарных проступков.
В пользу этой точки зрения говорят следующие факты:
Коррупционный проступок государственного служащего обладает основными признаками дисциплинарного проступка. К числу этих признаков относятся следующие:
- во-первых, его совершение государственным служащим;
- во-вторых, выражение поступка через нарушение служебной дисциплины посредством противоправного или виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей;
- в-третьих, совершение проступка предполагает наложение взыскания, предусмотренного законодательством;
Используемый в законодательстве о гражданской службе термин коррупционное правонарушение согласно разъяснениям Президиума Верховного Суда России предполагает наступление за него дисциплинарной ответственности. Так же Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусмотрено несение уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в отношении лиц, совершивших коррупционные правонарушения.
Состав дисциплинарного проступка государственного служащего
Дисциплинарный проступок государственного служащего характеризуется составом правонарушения, выражающимся в совокупности элементов этого правонарушения.
Ответственность наступает, если в дисциплинарном проступке наличествуют все элементы, в том числе объект и субъект, объективная и субъективная сторона.
Для определения объекта дисциплинарного коррупционного проступка важно понимание факта несоблюдения государственным служащим служебного распорядка и должностных регламентов, установленных законодательством в части антикоррупционных требований. В общем виде объектом дисциплинарного коррупционного проступка являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, понесшие вред в результате этого проступка.
Совершение государственным служащим дисциплинарного проступка выступают в качестве единственного основания для возникновения дисциплинарной ответственности. Под дисциплинарным проступком понимают ненадлежащее исполнение или неисполнение государственным служащим его служебных обязанностей. Данный факт позволяет признать возможность выражения дисциплинарного коррупционного проступка либо в форме бездействия, либо в форме действия. К примеру, в случае бездействия государственного служащего он может не предпринимать действий для урегулирования конфликта интересов, не предоставлять сведения относительно своих доходов, расходов, имущественных обязательств и так далее. При этом в случае действия государственный служащий может осуществлять предпринимательскую деятельность, работать за плату в органе управления коммерческой организацией и так далее.
В качестве субъекта дисциплинарного коррупционного проступка выступает государственный служащий, являющейся гражданином России, и принявший на себя обязательства по несению гражданской службы. Применение дисциплинарных взысканий допускается в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным служащим своих обязанностей. В связи с этим возможность привлечения к дисциплинарной ответственности не зависит от должности государственного служащего.
При этом существует специальный субъект дисциплинарного коррупционного проступка, в отношении которого применяется особый порядок ответственности, это представитель нанимателя.
Наложение дисциплинарного взыскания устанавливает обязанность определение вины гражданского служащего и ее степени. Это характеризует субъективную сторону дисциплинарного коррупционного проступка. Хотя в законодательстве нет прямого указания на необходимость установления вины государственного служащего. При этом по мнению специалистов, наложение дисциплинарной ответственности напрямую зависит от наличия умысла при осуществлении тех или иных действий. Так, если государственный служащий без умысла предоставил недостоверные данные о собственных доходах и расходах, имущественных обязательствах, его увольнение будет незаконным.
Наличие мотива и умысла при совершении дисциплинарного коррупционного проступка является одним из основных признаков такого проступка наряду с личной корыстной заинтересованностью.