Деятельность по развитию речного транспорта в РФ – это действия органов государственного и муниципального управления, а также хозяйствующих субъектов, направленные на обеспечение эффективного функционирования и развития речного транспорта в Российской Федерации как перспективного способа организации внутренних перевозок.
Общая характеристика состояния речного транспорта в Российской Федерации
В Российской Федерации общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей в настоящее время составляет около 89.000 км. Этот показатель характеризуется значительным падением на протяжении длительного времени, которое сопровождается сокращением удельного веса речного транспорта в общем грузообороте. Это обусловлено множеством объективных причин, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, низкий уровень конкуренции по сравнению с другими видами магистрального транспорта;
- во-вторых, изношенность речного транспорта;
- в-третьих, изношенность речных портов;
- в-четвертых, отсутствие каналов и шлюзов и так далее.
Помимо этого, одной из проблем развития речного транспорта в Российской Федерации выступает географический фактор, определяющий меридианное направление судоходных рек, в то время как основная потребность в перемещении грузов формируется в широтном направлении.
В настоящее время высока ориентированность речного транспорта на перевозку преимущественно минерально-строительных материалов, удельный вес которых составляет свыше 70 % от общего объема грузов. Перевозка такого вида грузов на протяженные расстояния невыгодна с экономической точки зрения, что ведет к сокращению речного транспорта и протяженности речного сообщения до 200 км.
В структуре перевозок лидируют минерально-строительные материалы, материалы, добываемые в руслах рек, лесные материалы.
Развитие речного транспорта в Российской Федерации характеризуется следующими тенденциями:
- во-первых, речной транспорт нуждается в совершенствовании единой системы внутренних водных путей страны, что требует вложения средств в строительство шлюзов и каналов;
- во-вторых, повышение грузоподъемности судов и продление сроков навигации требует осуществления работ по углублению фарватеров многих рек;
- в-третьих, в совершенствовании нуждается система «река-море», позволяющая осуществлять использование судов после закрытия речной навигации.
Характеристика видов транспортных средств, задействованных в речном сообщении
Подвижный состав речного транспорта можно классифицировать по критерию назначения на следующие виды:
- во-первых, грузовой речной транспорт;
- во-вторых, пассажирский речной транспорт;
- в-третьих, технический речной транспорт.
В состав грузового речного транспорта включают самоходные и несамоходные суда, наливные и сухогрузные суда, суда смешанного типа и специализированные суда, суда типа «река-море». В состав пассажирского речного транспорта включают рейсовый и туристический транспорт. Технический речной транспорт включает в свой состав плавучие краны, ледоколы, дноуглубительные снаряды.
Перевозка ручным транспортом по внутренним направлениям осуществляется преимущественно в отношении грузов, не нуждающихся в быстрой доставке, к примеру, угля, кокса, строительных материалов, зерна, нефти и нефтепродуктов. При определенных обстоятельствах речные перевозки осуществляются в отношении грузовых автомобилей, вместе с грузами, также действуют речные суда – контейнеровозы. Грузовые перевозки осуществляются преимущественно самоходными судами, либо с помощью барж, толкаемых буксирами. Баржи преимущественно применяются для перевозки насыпных грузов.
Направления развития речного транспорта
Осуществление развития речного транспорта в Российской Федерации нуждается в существенных финансовых вложениях, которые требуются для замены и создания необходимой инфраструктуры, наращения состава речного флота.
Достигнутые еще в советское время успехи в развитии внутреннего речного транспорта в настоящее время практически утрачены. Финансирование развития речного транспорта необходимо осуществлять в разрезе следующих направлений:
- во-первых, создание системы каналов и шлюзов, обеспечивающих широтную направленность транспортных потоков. Эта мера позволит преодолеть влияние географического фактора на навигацию, снизить нагрузку на Северный морской путь, обеспечить движение грузов и пассажиров на восток, что в условиях санкций и смещения интересов развития в Азию приобретает приоритетный характер;
- во-вторых, формирование речного флота, его модернизация. Сегодня речной флот в той мере, в которой он существует, является наследством советской эпохи, многие суда функционируют по 40-50 лет, в результате чего не отвечают в полной мере требованиям безопасности и современным условиям перевозок. Решение этой проблемы имеет крайне сложную основу, поскольку приобретение флота затруднено различными санкциями, а собственная судостроительная отрасль находится в руинах. При этом рационально ориентироваться на успешный опыт других стран в развитии речного транспорта. Так, перспективным направлением развития речного транспорта в Российской Федерации является переход на использование сравнительно небольших грузовых судов, именуемых пенишами. Такие суда строятся сообразно минимальным размером каналов и шлюзов, что позволяет их использовать на всех речных путях государства. Использование таких судов позволяет поддерживать малый бизнес, при котором владельцы судна могут осуществлять его обслуживание, поскольку для таких перевозок не требуется большой команды. В южных частях страны такие судна могут одновременно служить владельцам и домом.
В условиях проблем с воздушным сообщением, приобретением запчастей, низкой развитостью железнодорожного сообщения с востоком страны развитие речного транспорта представляется крайне важной задачей. Возрождение речных перевозок способно снизить нагрузку на другие виды транспорта и дифференцировать риски. Однако развитие данной сферы только за счет государства в настоящее время невозможно, требуется привлечение частных инвестиций.