Сущность и значение децентрализации государственного управления
Последнее время многие страны мира провели крупномасштабные реформы системы государственного управления. Данное явление специалисты обозначили как «управленческую революцию». Глобализация социально-политических, экономических, социокультурных, технологических изменений поставила новые задачи перед системой государственного управления. Это требует нового подхода к организации государственного управления, и, как следствие, отказа от традиционного подхода к нему. Также актуализируются процессы самоорганизации и самоуправления социальных систем.
Для современных концепций публичного менеджмента и управления характерно акцентирование внимания на эффективности государственного управления, обеспечении политического плюрализма при принятии управленческих решений, делегировании полномочий от высших уровней управленческой иерархии к нижним, балансировании распределения власти и ответственности, развитии и расширении участия граждан в управленческом процессе.
В основе концепции публичного государственного управления находится принцип его децентрализации за счет расширения полномочий и зон ответственности муниципальных органов управления. В этом смысле основная задача правительства видится в том, чтобы обеспечить местным сообществам наличие возможности самостоятельного решения собственных проблем и контроля качества предоставляемых публичных услуг. Данная концепция государственного управления близка системе ценностей муниципального самоуправления, в число которых включаются такие принципы как:
- во-первых, автономия, то есть наличие децентрализованного управления;
- во-вторых, демократия, то есть обеспечение участия граждан в принятии управленческих решений;
- в-третьих, эффективность.
При реализации концепции децентрализации государственного управления государство передает часть своих функций по предоставлению государственных услуг организациям негосударственного сектора – коммерческим или общественным, при этом сохраняя функцию контроля и определения стратегии развития страны. Такой подход обеспечивает повышение гибкости и эффективности управленческого процесса, оказывает стимулирующее воздействие на уровень конкуренции между поставщиками государственных услуг, обеспечивает повышение социальной и гражданской ответственности. При этом недостатком такой концепции является повышение коммерциализации сектора публичных услуг и недостаточность учета аспектов социально-политического взаимодействия.
Сущность децентрализации государственного управления выражается в передаче полномочий и ответственности от центральной государственной власти на более нижние уровни государственного управления и представителям негосударственного сектора.
Это обеспечивает повышение доступности и близости процесса принятия социально значимых решений в сфере государственного управления для населения страны.
В настоящее время децентрализации государственного управления получает широкое распространение. Вопросы децентрализации власти широко изучается специалистами. Так, Всемирный банк и Союз городов и местных правительств сделали доклад на тему проблемы децентрализации и локализации демократических процессов.
В качестве причин децентрализации государственного управления указывают следующие:
- во-первых, политические изменения, которые обеспечивают местным сообществам право выражения и отстаивания собственных интересов;
- во-вторых, изменение технологического характера и глобализация интеграционных процессов, обеспечившие изменение представлений о существующих пределах управления и самоуправления;
- в-третьих, трудности, характерные для централизованных систем государственного управления, а также необходимость обеспечения участия региональных и муниципальных властей в экономических и политических процессах страны.
Специалисты отмечают наличие пределов децентрализации, в качестве которых можно назвать политический вес, человеческие и финансовые ресурсы, имеющиеся в распоряжении муниципальных властей. Помимо этого процесс децентрализации не может существовать вне государства, он осуществляется по инициативе и под контролем централизованной власти. Децентрализация не может быть осуществлено в том случае, если муниципальные власти выступают в качестве простых исполнителей политики централизованной власти. Обе эти ситуации выступают в качестве пределов децентрализации государственного управления, определяющих его диапазон.
Типы децентрализации государственного управления
Существует несколько типов децентрализации государственного управления:
- Административный тип децентрализации, подразумевающий отчетность муниципальных властей вышестоящим органом власти;
- Политический тип децентрализации, подразумевающий теоретическую независимость муниципальных властей от государства, наличие у муниципальной власти соответствующих полномочий и ответственности;
- Бюджетный тип децентрализации, обусловленный передачей определенных финансовых средств, необходимых для исполнения делегированных полномочий;
- Рыночный тип децентрализации, подразумевающий передачу функций государственного управления частному сектору.
Практически все перечисленные типы децентрализации государственного управления взаимосвязаны и дополняют друг друга, усиливая общую тенденцию децентрализации власти. Эффективная реализация процесса децентрализации государственного управления требует наличия реального самоуправления на нижестоящих уровнях власти и демократического режима как формы организации государства.
Причины и условия осуществления децентрализации государственного управления различаются в зависимости от специфики государства.