Общая характеристика муниципалитета во Франции
С 80-х прошлого века во Франции была расширена компетенция самоуправляющихся местных сообществ. Кроме того, были закреплены общие принципы местного самоуправления, в том числе определены виды и объемы ресурсов, которые переданы в ведение самоуправляющиеся территорий.
В последующем принимались законодательные акты о разграничении полномочий между государством и самоуправляющимися территориями в области жилищного строительства, пользования земельными ресурсами местных сообществ и др. Однако по-прежнему значительное число вопросов разграничения компетенции между государством и самоуправляющимися территориями остаются открытыми.
Территория Франции разделена на три вида самоуправляющихся сообществ – это регионы, департаменты и коммуны. При этом на законодательном уровне подчеркивается недопустимость установление иерархических отношений между самоуправляющимися территориями различных уровней. Однако на практике зачастую политика региона является решающей для департаментов и коммун, поскольку в руках региона сосредоточены основные полномочия по социально-экономическому развитию.
Анализ сложившегося на сегодняшний день административно-территориального деления Французской Республики и организации местного самоуправления, позволяет выделить следующие их специфические черты:
- сложность структуры административно-территориального деления страны;
- вектор на дальнейшую децентрализацию, что, в свою очередь, значительно возвышает статус территориальных самоуправляющихся коллективов в отношениях по обеспечению социально-экономического развития территорий и удовлетворения потребностей местного населения.
Особенности муниципалитета Франции: регион
Территория Французской Республики поделена на 20 региональных территориальных коллективов, которым предоставлены полномочия самоуправления. Регионы формировались для того, чтобы обеспечить социально-экономическое, научное, культурное развитие территории и реализовывать меры, которые необходимы для ее благоустройства и обеспечения самобытности. Регион фактически представляет собой наиболее «самостоятельную» территориальную самоуправляющуюся единицу: именно на уровне регионов реализуются важнейшие для французского населения программы социально-экономического развития.
Региональные территории обладают собственными бюджетными средствами, вырабатывают и реализуют собственные планы социально-экономического развития и обустройства территории, в том числе развития региональной инфраструктуры.
В качестве важнейших полномочий названного вида территории следует отметить вопросы занятости населения региона, жилищного строительства, культурного развития и др. Регионам предоставлено право самостоятельного сотрудничества с подобными территориями зарубежных стран.
При этом полномочия регионов ограничен политическим курсом государства. Политика региона не должна создавать угрозу или причинять ущерб единству и целостности страны.
Центральным органом публичной власти регионального уровня является представительный орган – так называемый региональный совет.
Такой совет формируется на основании прямых и всеобщих выборов, избрание депутатов осуществляется от департаментов пропорционально числу населения. Возглавляет региональный парламент председатель. Контроль законности деятельности парламента и председателя осуществляет назначаемый центром региональный комиссар. При этом ему не предоставлено право самостоятельной отмены незаконных актов парламента. Его выводы являются предметом рассмотрения органов юстиции.
Особенности муниципалитета Франции: департамент
Департамент – это исторически первая единица территориального деления страны. В компетенцию органов публичного управления департамента переданы следующие вопросы: дорожное строительство, транспортное обеспечение, отдельные аспекты социального обеспечения, здравоохранения, образования.
Органы публичного управления департамента обязаны координировать деятельность органов публичного управления коммун, для чего учреждаются агентства, которые оказывают материальное, финансовое, юридическое содействие органам публичного управления коммун. Департамент осуществляет распределение субсидий между коммунами.
В департаменте действует представительный орган, который именуется генеральным советом. Члены совета избираются посредством прямого и тайного голосования по мажоритарной системе.
Исполнительным органом управления департамента является председатель совета, в компетенцию которого входит управление всеми исполнительными органами департамента.
На территории департамента также действует представитель государства – комиссар. Комиссар фактически осуществляет управление представительствами органов государства на территории департамента.
Особенности муниципалитета Франции: коммуна
Коммуна представляет собой основную административно-территориальную единицу деления Французской Республики. Коммуна – это исторически первое территориальное образование, наделенное правом самоуправления. Компетенция коммуны довольно широкая, специфика ее правового положения состоит в том, что на ее территории не функционируют представители государственной власти. В рамках данной территории функции представителя государства выполняет мэр. Мэр фактически сосредотачивает в своих руках полномочия по предоставлению государственной политики на территории коммуны и представителя самоуправляющегося коллектива.
Мэр избирается представительным органом коммуны. Члены представительного органа, именуемого муниципальный совет, в свою очередь, избираются посредством всеобщего и прямого голосования.
Муниципальный совет может быть распущен государственными органами при наличии двух условий:
- неспособность реализации им функции по управлению местным сообществом;
- издание соответствующего акта, подписанного президентом, подтверждающее этот факт.