Общая характеристика структуры муниципалитета
Структура муниципалитета представляет собой систему органов, осуществляющих муниципальное управление и действующих на территории конкретного муниципального образования.
Структура органов, осуществляющих муниципальное управление, может формироваться различными способами:
- во-первых, часть органов, ответственных за осуществление муниципального управления, избирается населением, аналогичный принцип может применяться и к должностным лицам муниципальных образований;
- во-вторых, часть органов, ответственных за осуществление муниципального управления, и некоторые должностные лица муниципальных образований могут назначаться или наниматься по контракту органом муниципальной власти представительно-законодательного характера;
- в-третьих, часть органов, ответственных за осуществление муниципального управления, может формироваться исполнительным органом власти муниципалитета.
Сообразно требования российских нормативно-правовых актов структура муниципалитета включает в свой состав следующие составляющие:
- во-первых, орган, ответственный за осуществление муниципального управления и имеющий представительно-законодательный характер;
- во-вторых, должностное лицо, возглавляющее муниципальное образование (главу);
- в-третьих, администрацию муниципалитета;
- в-четвертых, контрольные органы муниципальной власти;
- в-пятых, прочие органы муниципального управления.
В структуре муниципалитета обязательно наличие первых трех из перечисленных органов, осуществляющих муниципальное управление, то есть представительного органа, главы муниципального образования и администрации.
Состав прочих органов муниципального управления определяется положениями уставов муниципальных образований.
Представительно-законодательный орган муниципального управления в структуре муниципалитета
Одним из важнейших элементов структуры муниципалитета выступает орган муниципальной власти представительно-законодательного характера. Данный орган выступает в качестве законотворческого. Формирование состава данного органа осуществляется в ходе муниципальных выборов, избрание депутатов данного муниципального органа осуществляется в ходе тайного голосования населения территории муниципального образования, наделенного избирательным правом. Депутаты данного органа осуществляют избрание из своего состава его председателя. Деятельность данного муниципального органа осуществляется в форме заседаний, проводимых раз в квартал.
Состав вопросов, рассматриваемых на заседаниях органа муниципального управления представительного характера, определяется размерами муниципального образования, самого органа, а также объемом решаемых задач.
Законодательством установлены нормативы численности членов органа муниципального управления представительного характера. Например, при численности населения муниципального образования, не превышающий 1000 человек, численность депутатов представительного органа составляет равна 7, а при численности населения муниципального образования, превышающей полмиллиона человек, в состав представительного органа включается 35 депутатов.
Если численность населения муниципального образования не превышает 100 человек, формирование органа муниципального управления представительного характера не осуществляется. Его полномочия возлагаются на сход граждан.
Устав муниципального образования определяет наименование органа муниципального управления представительного характера. Примерами таких наименований является Совет, Дума и так далее.
Полномочия органа муниципального управления представительного характера включают в себя:
- во-первых, издание нормативно-правовых актов муниципального уровня;
- во-вторых, утверждение устава муниципального образования, его изменения или дополнения;
- в-третьих, контроль формирования и исполнения муниципального бюджета;
- в-четвертых, контроль деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального управления и так далее.
Глава муниципального образования в структуре муниципалитета
В качестве высшего должностного лица муниципалитета выступает глава муниципального образования. Указанное должностное лицо может занимать свой пост тремя способами:
- во-первых, он может избираться населением в ходе муниципальных выборов;
- во-вторых, он может выбираться из числа депутатов органа муниципального управления представительно-законодательного характера;
- в-третьих, он может быть нанят по контракту органом муниципального управления представительно-законодательного характера.
Главы муниципальных образований в зависимости от содержания уставов этих образований могут:
- либо возглавлять орган муниципального управления представительно-законодательного характера;
- либо находиться во главе муниципальной администрации.
Претенденты на пост глав муниципальных образований должны отвечать ряду требований, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, возраст претендента должен быть более 21 года;
- во-вторых, претендент должен проживать на территории муниципального образования более 3 лет.
Муниципальная администрация в структуре муниципалитета
Еще одним органом муниципального управления является муниципальная или местная администрация. Муниципальная администрация выступает в качестве исполнительно-распорядительного органа муниципального управления, во главе которого находится либо глава муниципального образования, либо лицо, нанятое по контракту.
Основное назначение муниципальной администрации состоит в исполнении распоряжений органа муниципальной власти представительно-законодательного характера.
Орган муниципальной власти, имеющий исполнительно-распорядительный характер, осуществляет решение следующих задач:
- определяет политику развития территории муниципального образования в социально-экономическом направлении;
- контролирует деятельность органов, входящих в муниципальную администрацию;
- осуществляет формирование и исполнение муниципального бюджета;
- осуществляет отдельные государственные полномочия, делегированные федеральной и региональной властью;
- оказывает муниципальные услуги населению;
- осуществляет текущее управление жизнедеятельностью муниципального образования и так далее.