Территориальная основа муниципального управления
Объектом осуществления муниципального управления выступает вся территория Российской Федерации. Статья 131 российской Конституции устанавливает территориальную основу муниципального управления. Также в главе 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены принципы территориальной организации муниципального управления.
Содержание территориальных основ муниципального управления состоит в возможности осуществления местного самоуправления в таких типах муниципальных образований как поселения городского и сельского типа. При этом законодательство допускает возможность осуществления муниципального управления на территории других поселений.
Существуют следующие основные принципы организации муниципального управления:
- во-первых, поселенческий принцип, когда в качестве территории, на которой осуществляется муниципальное управление, выступают сельские и городские поселения, представляющие собой единые и неделимые населенные пункты;
- во-вторых, территориальный принцип, определяемый рамками административно-территориального деления государства.
Под территориальными основами муниципального управления понимают такой институт муниципального права, который составлен совокупностью правовых норм муниципального уровня, определяющей территориальный принцип организации муниципального управления, в том числе состав и порядок формирования территории муниципальных образований, их границы.
На конституционном уровне в российском законодательстве нет однозначного закрепление территориального принципа организации муниципального управления.
При этом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация территориального местного самоуправления подразумевает следующие основы:
- во-первых, наличие взаимосвязи между территориальной организацией муниципального управления с муниципальными образованиями, а не с административно-территориальными единицами;
- во-вторых, отсутствие закрепленного перечня видов территориальных единиц, в границах которых осуществляется муниципальное управление;
- в-третьих, установление осуществления муниципального управления на территории всей Российской Федерации в различных типах муниципальных образований;
- в-четвертых, обязательность признания территориальных единиц в качестве территории муниципальных образований при наличии таких элементов как муниципальное имущество, муниципальный бюджет и выборные органы муниципального управления.
Структура территориального местного самоуправления
Сформировавшаяся в настоящее время структура территориального местного самоуправления достаточно сложная и включает в себя несколько уровней.
В наиболее простой форме структура территориального местного самоуправления включает два уровня. В этом случае в рамках территории муниципальных образований в виде муниципальных районов находятся такие муниципальные образования как города районного значения, поселки и сельские округа, на территории муниципальных образований типа городов регионального значения выделяют внутригородские муниципальные образования.
В рамках трехуровневой структуры муниципальных образований на территории таких муниципальных образований как сельские округа выделяются такие муниципальные образования как сельские поселения.
Муниципальные образования создаются не во всех типах населенных пунктов. В этом случае структура муниципальных образований является наиболее простой.
Территории, на которых осуществляется муниципальное управление, называются муниципальными образованиями.
На практике основу формирования муниципалитетов в России можно обозначить как поселенческо-территориальную.
Признаки, виды и деятельность муниципальных образований
Муниципальные образования на территории России должны отвечать следующим признакам:
- во-первых, они должны являться городскими и сельскими поселениями, муниципальными районами, городскими округами или внутригородскими территориями городов федерального значения;
- во-вторых, они должны обладать определенной территорией;
- в-третьих, они должны быть наделены собственной компетенцией, позволяющей решать вопросы, имеющие местную значимость;
- в-четвертых, у них должны наличествовать собственные органы муниципального управления;
- в-пятых, у них должна быть собственная символика;
- в-шестых, они должны иметь собственный устав.
Дельность территориального местного самоуправления сводится к осуществлению муниципального управления на территории муниципальных образований с целью решения вопросов местного значения.
Границы территорий муниципальных образований
Установление и изменение границ территорий муниципальных образований осуществляется посредством издания соответствующих законов на региональном уровне. Решение вопросов относительно границ муниципальных образований обусловлено следующими муниципальными процессами:
- во-первых, создание новых муниципальных образований на территории, в рамках которой до этого не осуществлялось муниципальное управление, или территории, которая раньше являлась другим муниципальным образованием. Решение в этом случае принимается с помощью муниципального референдума;
- во-вторых, объединение муниципальных образований, представляющее собой формирование нового муниципального образования путем слияния нескольких ранее существующих. Основанием для такого изменения является муниципальный референдум или решение органа муниципального управления представительного характера;
- в-третьих, преобразование или упразднение муниципальных образований, представляющее собой либо разъединение, либо объединение муниципальных образований, а также изменение их статуса, в том числе путем прекращения его существования. Основанием такого изменения выступает региональное законодательство.