Характеристика программно-целевого метода муниципального управления
Для муниципального управления характерно применение программно-целевого метода для решения межотраслевых задач комплексного характера (продовольственная, жилищная проблемы, проблемы грамотности, безработицы и прочее).
Программно-целевой метод представляет собой такой способ формирования системы управленческих решений, который направлен на отбор социальных, экономических, научно-технических целей развития муниципального образования, а также взаимоувязку мероприятий, направленных на достижение отобранных целей.
Целевые программы муниципального управления выступают в качестве инструмента, обеспечивающего целевую направленность и комплексность планов развития муниципального образования.
Развитие муниципального образования планируется на долгосрочный период, в связи с чем назначение целевых муниципальных программ заключается в осуществлении разбивки всех мероприятий, предусмотренных планом социально-экономического развития муниципального образования, на отдельные блоки взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение определенной задачи или комплекса задач. Такой подход позволяет осуществлять системное решение муниципальных проблем.
Финансирование целевых программ осуществляется преимущественно за счет средств муниципального бюджета, однако также могут выделяться средства из федерального или региональных бюджетов. Также для финансирования программ могут привлекаться средства их заявителей или иные внебюджетные средства.
Муниципальная целевая программа – комплекс мероприятий социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, увязанный по ресурсному обеспечению, срокам и исполнителям и обеспечивающий эффективное решение задач по развитию территории муниципального образования.
Классификация целевых программ в муниципальном управлении
На практике существует множество критериев, в соответствии с которыми осуществляется классификация муниципальных целевых программ.
По статусу целевые программы делятся на четыре вида:
- федеральные;
- межрегиональные;
- региональные;
- муниципальные.
Каждый из этих видов целевых программ может действовать на территории муниципального образования, но именно муниципальные ориентированы на решение проблем конкретного муниципального образования.
В зависимости от целей муниципальные целевые программы делятся на 2 вида:
- текущие;
- перспективные.
По критерию срока реализации муниципальные целевые программы делятся на три вида:
- краткосрочные, то есть те, которые охватывают период до 1 года;
- среднесрочные, то есть те, которые охватывают период от 3 до 5 лет;
- долгосрочные, то есть те, которые охватывают период от 10 до 15 лет.
Муниципальные целевые программы преимущественно носят краткосрочный характер, редко встречаются среднесрочные.
В зависимости от механизма реализации муниципальные целевые программы делятся на два вида:
- заказные, то есть те, по которым заранее определены исполнители;
- конкурсные, то есть те, по которым определение исполнителей осуществляется по итогам проводимого конкурса.
В зависимости от назначения муниципальные целевые программы делятся на два вида:
- комплексные, то есть те, которые обеспечивают всестороннее социально-экономическое развитие муниципального образования;
- проблемные, то есть те, которые направлены на решение конкретной проблемы муниципального образования.
Для муниципальной практики управления характерно преобладание проблемных целевых программ.
В зависимости от обслуживаемого направления муниципальные целевые программы делятся на:
- социальные;
- экологические;
- экономические;
- научно-технические и другие.
Все целевые программы, независимо от их вида, являются составными частями каких-либо планов по развитию муниципального образования.
Назначение и содержание муниципальных целевых программ
Муниципальные целевые программы предназначены для решения ключевых проблем социально-экономического характера, имеющих место на территории муниципального образования и включенных в текущие или перспективные планы социально-экономического развития.
Стандартная муниципальная целевая программа содержит следующую информацию:
- характеристику социально-экономического положения муниципального образования;
- перечень основных направлений социально-экономического развития муниципального образования;
- цели и задачи программы;
- срок и этапы реализации программы;
- перечень мероприятий, предусмотренных программой;
- описание механизма реализации программы;
- характеристику ресурсного обеспечения муниципальной программы;
- методику оценки эффективности программы;
- описание системы управления программой;
- порядок контроля хода реализации программы.
Особенности проблемных целевых муниципальных программ
Данный вид целевых программ наиболее характерен для муниципальных образований.
Разработка данного вида программ осуществляется в разрезе следующих направлений:
- формирование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и инвестиций;
- осуществление нормативно-правовых преобразований;
- создание благоприятного социального климата, обеспечивающего деятельность и здоровый образ жизни населения;
- охрана окружающей среды;
- реформирование промышленного комплекса;
- развитие инфраструктуры муниципального образования;
- организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства и так далее.
Разработка муниципальных целевых программ подразумевает оценку каждого программного мероприятия по определенным критериям, к числу которых относятся: цель программы и проблема, на решение которой она ориентирована, планируемый объем работ, сроки исполнения программы, объем и источники финансирования, показатели, используемые для оценки эффективности программы (объем налоговых поступлений, срок окупаемости, численность создаваемых рабочих мест) и прочее.