Бюрократия как форма управления
Бюрократия – это управленческая система, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи максимально эффективным способом.
Термин «бюрократия» образован посредством слияния французского и греческого слов, первое из которых обозначает канцелярию, второе – господство или власть.
Для современного общества характерно усложнение структуры управления, как на уровне государства, так и на уровне отдельных организаций. Следствием такого усложнения является неотъемлемость бюрократии от процесса принятия управленческих решений и их реализации.
Термин «бюрократия» зачастую применяется не только для обозначения системы управления, которая реализуется специальным властным аппаратом, но и для обозначения самого этого аппарата. Данный термин во многом имеет негативную окраску за счет одинакового восприятия терминов «бюрократизм» и «бюрократия «. В этом случае он подразумевает неэффективную, чрезмерно формализованную систему управления.
Введение данного термина относится к 1745 году, когда его впервые использовал французский экономист Винсент де Гурне. Этот ученый придавал данному термину исключительно уничижительный смысл, подразумевающий отнятие реальной власти у народа или монарха бюрократами-чиновниками.
Термин «бюрократия» характеризуется с точки зрения четырех подходов в зависимости от того, какую роль бюрократия выполняет в обществе. В этом смысле бюрократию рассматривают как:
- во-первых, характер и форму существования власти;
- во-вторых, сложную, иерархически выстроенную структуру управляемой системы, которая позволяет обеспечить повышение эффективности управленческой деятельности, как в сфере частного бизнеса, так и в системе государственного управления;
- в-третьих, часть правительства, которое не включается в выборную или политическую структуру данного органа власти и осуществляет управление государственным аппаратом в повседневной жизнедеятельности;
- в-четвертых, негативную оценку деятельности государственных чиновников, присущую аппарату управления социальную болезнь, характеризующуюся неэффективностью и волокитой.
Бюрократия, даже при условии негативных характеристик, обладает определенными достоинствами, выступая формой управления. Эти достоинства были рассмотрены немецким социологом Максом Вебером, который характеризовал бюрократию как работу учреждений, основанную на рациональности и обеспечивающую максимальную эффективность. Именно позиция Макса Вебера позволила отделить бюрократию от понятия бюрократизма. Изначально термин «бюрократия» использовали по отношению к правительственным учреждениям, но фактически бюрократия характерна для любой управленческой системы достаточно громоздкого характера.
Характеристика основных признаков бюрократии
Бюрократия как форма управления характеризуется определенными признаками, отделяющим ее от любой другой формы управления.
Наиболее типичные признаки бюрократии были выделены Максом Вебером при описании модели идеальной бюрократии. К числу этих признаков относятся:
- во-первых, разделение труда и специализация. Каждый чиновник бюрократической системы нацелен на выполнение определенных обязанностей в конкретной сфере деятельности. Полномочия и обязанности одного чиновника не должны дублировать полномочия и обязанностями других чиновников;
- во-вторых, наличие вертикальной иерархии. Бюрократическая система по своей структуре сравнима с пирамидой: большая часть ее членов находится в основании этой пирамиды, меньшинство в более верхних частях. Каждый чиновник, включенный в эту вертикальную иерархию, наделен правом руководства нижестоящими чиновниками и при этом находится в подчинении чиновников, расположенных на более высоких уровнях. Такое построение бюрократической системы позволяет контролировать деятельность каждого чиновника;
- в-третьих, наличие четких правил. Бюрократическая система характеризуется четкой регламентированностью действий каждого чиновника, включенного в эту систему. Правила и инструкции создаются для того, чтобы рационализировать процесс управления на всех его уровнях. В рамках идеальной бюрократии подразумевается, что правила и инструкции обеспечивают предсказуемость действий любого чиновника и всей бюрократической системы в целом вне зависимости от индивидуальных характеристик и предпочтений каждого члена этой системы. Подчиняясь правилам, чиновники обеспечивают одинаковый результат при решении схожих проблем разными людьми, замещающими одну и ту же должность в разные периоды времени. Отличительной характеристикой этих правил инструкций является их неизменность в течение длительного времени. При этом, очевидно, что правила все равно подвергаются некоторому изменению, однако в целом они должны отвечать требованию стабильности. Наличие множества правил и инструкций по поводу поведения чиновников, с одной стороны, нормализует их подход к решению проблем населения, но с другой стороны выступает в качестве предохранителя от чиновничьего произвола;
- в-четвертых, обезличенность. Идеальная бюрократия предполагает отказ от личных симпатий, чувств и предпочтений при выполнении своих обязанностей. Характеристики индивида и его предпочтения не имеют значения ни при отборе чиновников для замещения должностей, ни при продвижении по служебной лестнице, ни при приятии других управленческих решений. В рамках бюрократической системы в первую очередь ценятся квалификации чиновников, их профессионализм, который выступает определяющим фактором при продвижении чиновников по служебной лестнице. Обезличенность позволяет подобрать для замещения чиновничьих должностей таких сотрудников, которые обладают стандартным уровнем подготовки и компетентности, что обеспечивает увеличение эффективности выполнения ими профессиональных задач.