Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования – это разрабатываемая и утверждаемая в соответствии с требованиями специального федерального законодательства смета доходов и расходов Фонда обязательного медицинского страхования на текущий год и плановый период для обеспечения реализации услуг обязательного медицинского страхования за счет страховых взносов, осуществленных страхователями.
Значение бюджетов фондов обязательного медицинского страхования
К числу ключевых основ реализации обязательного медицинского страхования относится устойчивость финансовой системы указанного института, которая обеспечивается за счет:
- равноценности страхового обеспечения и ресурсов обязательного медицинского страхования;
- обязательного характера внесения страховых взносов на обязательное медицинское страхование в предусмотренных специальным федеральным законодательством размерах.
Для осуществления полномочий Российской Федерации в области обязательного медицинского страхования, которые переданы для осуществления региональным органам публичного управления в соответствии с положениями специального федерального законодательства, Федеральный Фонд:
- аккумулирует ресурсы обязательного медицинского страхования;
- организуют управление ресурсами;
- формирует резервы для гарантирования устойчивости функционирования Фонда и использует такие резервы в необходимых случаях.
Преимущественно формирование доходов бюджетов фондов обязательного медицинского страхования происходит за счет:
- направления страховых взносов работодателями на работающих граждан;
- направления уполномоченными органами публичного управления страховых взносов на неработающих граждан за счет средств региональных бюджетов, предусмотренных для таких целей на соответствующий период.
Налоговым законодательством устанавливаются:
- обязанность по внесению страховых взносов на нужды обязательного медицинского страхования в отношении работающих граждан;
- размер указанного взноса;
- реализация контрольных мероприятий в отношении правильности расчета страхового взноса, полноты и своевременности его внесения, а также вопросы привлечения к ответственности лиц за нарушение законодательства в рассматриваемой сфере.
В отношении основной категории работающих граждан страховые взносы в указанной сфере вносятся исходя из тарифа страхового взноса в Федеральный фонд, размер взносов составляет 5,1 %. Для категорий плательщиков, которые относятся к числу льготных, пониженный размер страховых взносов устанавливается налоговым законодательством.
Размер страхового взноса для неработающих граждан определяется исходя из количества неработающих застрахованных граждан региональной территории на начало года, предшествующего текущему, и тарифа страхового взноса в отношении неработающих граждан, установленного федеральным законодательством о порядке определения размера страхового взноса в отношении неработающих граждан.
Мероприятия по формированию доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Для обеспечения формирования доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования реализуются следующие мероприятия:
- планирование поступления ресурсов в бюджет Фонда на очередной финансовый год и на соответствующий плановый срок на базе прогноза социально-экономического развития государства;
- реализации мониторинга привлечения ресурсов в бюджет Фонда, оценка результатов такого мониторинга;
- организационное и методическое обеспечение территориальных фондов по вопросам применения законодательства в рассматриваемой сфере в части регистрации страхователей и снятия их с регистрационного учета в отношении неработающих граждан, внесение ими страховых взносов;
- реализация мониторинга использования страхователями для неработающего населения законодательства в указанной сфере в части внесения страховых взносов за неработающее население и реализации территориальными фондами функций администратора доходов Федерального Фонда, поступающих от уплаты таких взносов;
- обеспечение взаимодействия Фонда с финансовыми и налоговыми органами, иными внебюджетными фондами по вопросам формирования доходов.
Структура бюджета Федерального фонда
В соответствии со специальным федеральным законодательством об обязательном медицинском страховании в стране к доходам бюджета Федерального фонда относятся следующие ресурсы:
- направляемые страхователями страховые взносы в указанной сфере;
- недоимки по ранее направленным взносам и налоговым платежам;
- пени и штрафы которые взыскания за нарушение законодательства в рассматриваемой сфере;
- средства бюджета Федерации, которые передаются в Фонд в регламентированных федеральным законом случаях;
- доходы, поступившие в результате размещения временно свободных ресурсов Фонда;
- иные источники ресурсов, которые предусматриваются федеральным законодательством.
Расходы Федерального фонда связаны со следующими мероприятиями:
- направление субвенций из Федерального фонда в бюджеты территориальных фондов для обеспечения их расходов, которые возникают при реализации переданных полномочий;
- реализация расходных обязательств Федерации, которые возникли ввиду принятия федеральных законов и подзаконных актов в области охраны здоровья населения;
- реализация управленческих функций фондом;
- оказания медицинских услуг застрахованным лицам и др.
Состав бюджетов территориальных фондов
Доходы территориальных фондов составляют:
- субвенции, направляемые Федеральным фондом;
- межбюджетные трансферты, которые передаются из Федерального фонда в соответствии с федеральным законодательством;
- платежи региональных территорий на дополнительное финансовое обеспечение осуществления территориальных программ в сфере обязательного медицинского страхования;
- платежи региональных территорий на финансовое обеспечение дополнительных инструментов оказания медицинских услуг, не предусмотренных базовой программой страхования и пр.
В состав расходов территориальных фондов входят:
- обеспечение исполнения территориальных программ страхования;
- несение расходных обязательств региональных территорий, которые возникают при реализации региональными органами управления переданных Федерацией полномочий в области охраны здоровья населения;
- реализация расходных обязательств региональных территорий, которые возникли в результате принятия региональных законов и подзаконных актов и др.