Бюджетный процесс – это регламентированная положениями нормативно-правовых актов целенаправленная деятельность органов публичного управления и других субъектов финансового управления по составлению и рассмотрению проекта бюджета, утверждению и исполнению бюджета, контролю над исполнением бюджета, по реализации бюджетного учета, внешней проверки, по рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета.
Понятие и значение бюджетного процесса
Бюджетный процесс – это неотъемлемый процесс публичного управления всякого государства, поскольку бюджетный процесс опосредует аккумулирование и расходование бюджетных ресурсов на:
- обеспечение функционирования государственного механизма;
- решение задач публичного управления;
- в конечном итоге, обеспечение прав личности.
Специфика организации и реализации бюджетного процесса в государстве зависит от множества обстоятельств, в том числе:
- особенностей административно-территориального устройства;
- избранной формы правления;
- специфики исторического развития;
- уровня экономического развития государства и отдельных территорий, его образующих, и др.
Значение бюджетного процесса определяется теми задачами, которые указанный управленческий процесс решает в системе публичного управления. Это:
- организация аккумулирования, распределения и использования бюджетных ресурсов, то есть централизованного фонда денежных ресурсов;
- установление возможных источников бюджетных ресурсов для обеспечения функций публичного управления на различных уровнях государственного устройства;
- эффективное распределение ресурсов бюджета между публично-правовыми образованиями в составе государства (в федеративных государствах);
- контроль над движением и использованием бюджетных ресурсов от момента их привлечения до момента расходования;
- предотвращение нецелевого использования бюджетных ресурсов и др.
Специфика бюджетного процесса в президентских системах государственного управления
Независимо от избранной формы правления в демократических государствах бюджетный процесс характеризуется использованием демократических принципов и процедур. Прежде всего, это касается участия представительного органа в утверждении бюджета и контроле над исполнительным органом при организации им бюджетного процесса и исполнении бюджета. Традиционно в мировой практике бюджетного управления применяется подход, в соответствии с которым:
- на основе конституционных положений высший на исполнительный орган публичного управления возлагается обязанность по организации исполнения бюджета;
- в системе органов публичного управления функционирует специализированный орган, отвечающий за проведение финансовой государственной политики и, соответственно, организацию обеспечения бюджетного процесса. Обычно таким органом является Министерство финансов, на которое возлагаются обязанности по составлению проекта бюджета и обеспечению его исполнения после утверждения представительным органом.
Специфика организации бюджетного процесса в Соединенных Штатах Америки как президентской республике определяется спецификой конституционных положений об организации публичного управления в стране, а именно исполнительной власти. В соответствии с положениями Конституции США исполнительная власть полностью вверена Президенту. Президент, в свою очередь, по совету и с согласия Сената осуществляет назначение иных должностных лиц публичного управления и удостоверяет всех должностных лиц публичного управления государством в должности. Таким образом, вся полнота исполнительной власти сосредоточена в США в руках Президента, который делегирует часть полномочий должностным лицам публичного управления. Это предполагает, что система исполнительных органов США фактически представляет собой аппарат главы государства. Применительно к бюджетному процессу – это предполагает, что задачи по составлению и исполнению бюджета разделены между следующими субъектами исполнительной власти:
- Административным бюджетным управлением, на которое возложена обязанность по составлению бюджета. Это управление входит в исполнительный аппарат президента.
- Департаментом казначейства (министерством финансов), который обеспечивает исполнение бюджетов.
С момента учреждения государства реализация бюджетных функций обеспечивалась департаментом казначейства, к основной функциям которого относятся:
- планирование роста финансовых доходов государства и управление финансовыми доходами государства;
- оценка бюджетных доходов и расходов;
- надзор над сбором налогов;
- эмиссия денег.
В последующем глава государства как ответственный за обеспечение составления бюджета наделил полномочиями по составлению бюджета подразделение собственного аппарата – Административное бюджетное управление. Таким образом, фактически предоставил себе полномочия по определению направлений финансовой политики. Сегодня при начале работы по составлению проекта бюджета управление собирает бюджетные заявки от исполнительных органов на долгосрочный период для распределения бюджетных ресурсов для финансирования соответствующих программ.
Специфика бюджетного процесса в парламентских системах государственного управления
Бюджетный процесс в парламентских системах государственного управления предполагает:
- подготовку проекта бюджета высшим исполнительным органом;
- организацию его исполнения и контроль над исполнением со стороны специального органа финансового управления;
- утверждение проекта бюджета и утверждение отчета об его исполнении со стороны высшего представительного органа государства.
Так, например, в Италии как парламентской республике:
- составление проекта бюджета происходит под контролем Министерства финансов;
- рассмотрение проекта бюджета осуществляется в Палате депутатов, в Сенате, а затем утверждается главой государства;
- по результатам исполнения бюджета готовится отчет об исполнении бюджета Министерством финансов и такой отчет представляется на рассмотрение Парламента.