Бюджетные реформы - это действия органов власти, направленные на оптимизацию бюджетной системы страны, призванной обеспечивать потребности государства в финансовых ресурсах.
Дореволюционная история бюджетного реформирования России
Бюджетная система России находится в стадии перманентного реформирования, стремящегося оптимизировать его механизмы и обеспечить государство необходимыми средствами в максимальном объеме, достаточном для покрытия всех государственных нужд.
Бюджетное реформирование в России направлено на обеспечение адаптации государственных и муниципальных финансов к меняющимся условиям и внешним вызовам.
Наиболее значимые бюджетные реформы, которые не теряют свою актуальность даже с позиций сегодняшнего дня, начались в эпоху Петра I. 1708 год ознаменовался изменением территориального устройства России, в ее составе были выделены губернии, возглавляемые генералами-губернаторами. В 1717 году систему приказов заменили коллегии, несколько из которых занимались финансовыми делами. В отношении каждой губернии была установлена доля общегосударственных расходов по таким направлениям как дипломатия, флот, армия.
Централизация доходов и расходов обеспечивалась на уровне губернаторов, что позволяло губерниям самостоятельно использовать собственные средства. Это можно рассматривать в качестве своеобразной попытки реализации принципа единства кассы на уровне регионов. В это же время предпринимались попытки составления общегосударственных росписей, но они не носили систематического характера. Реформы Петра I представляют собой масштабную модернизацию, в основе которой находятся военные потребности.
Также реформа, направленная на обеспечение единства государственной росписи, проводилась с 1801 по 1811 годы. В это время было создано министерство финансов, обеспечивающее регулярное составление государственного бюджета. Автором данной реформы был Михаил Сперанский, составивший в свое время план финансов, позволяющий получить представление относительно государственных преобразований финансовой системы.
Выработка бюджетных правил, провозглашение гласности бюджета и единства кассы обусловлены реформой 1860 годов. Автором реформы выступил государственный контролер Валериан Татаринов. Под его руководством специальной комиссией была осуществлена разработка правил, регламентирующих составление, рассмотрение, утверждение и исполнение государственных росписей и финансовых смет. Был провозглашен принцип гласности государственного бюджета. Финансовые преобразования обеспечили осуществление контроля за обязательностью исполнения государственных смет.
Еще одной вехой реформирования стал 1906 год, когда в рамках общих государственных преобразований было осуществлено создание Государственной Думы, получившей полномочия по обсуждению и утверждению бюджетных статей, кроме военных и некоторых иных. Именно в этот период государственные росписи доходов и расходов стали именовать бюджетом.
Советский период бюджетного реформирования
Советский период существования российского государства обозначился включением бюджета в систему госплана. Фактически бюджет в любой стране является элементом плановой экономики, поскольку стремится предугадать будущие доходы и расходы и обеспечить их распределения в соответствии со строгими нормативами. В основе советского бюджета находились ежегодно утверждаемые показатели народнохозяйственного плана, имевшие натуральное выражение. Бюджетное и народнохозяйственное планирование находились в тесной взаимосвязи. С 60-ых годов XX века народнохозяйственный план и бюджет обсуждались и утверждались на сессии Верховного Совета Советского Союза.
Современный период бюджетного реформирования в России
В современном бюджетном реформировании России можно выделить несколько этапов:
- во-первых, период, пришедшийся на смену государственного устройства, характеризующийся хаотичным построением финансовой системы. Цель этой реформы состояла в упорядочивании движения государственных финансов. Власти стремились к преодолению бюджетного дефицита, обеспечению сбалансированности бюджетной системы, регламентации межбюджетных отношений. Решение этих задач осуществлялось за счет формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей бюджетные отношения. Завершению первого этапа бюджетной реформы пришлось на 2000 год, в котором вступил в силу Бюджетный кодекс России, сформировавший фундамент для последующих реформ;
- во-вторых, этап формирования бюджетной системы и организации бюджетного процесса в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса России. В этот период была воссоздано федеральное казначейство, установлен принцип единства кассы, проведено соответствие между бюджетными обязательствами и возможностями бюджетной системы;
- в-третьих, этап перехода на среднесрочное бюджетное планирование. На этом этапе в основе построения финансовой отчетности государства находился метод начисления, внедрялись процедуры внутреннего аудита и контроля, программировался бюджет, реорганизовывался бюджетный сектор.
Для бюджетных реформ в России практически в любые исторические моменты была характерна основательность. Четко виделись цели, задачи, которые необходимо было решить, перенимался опыт передовых стран, формировалась нормативно-правовая база. В связи с этим многие реформы даже в условиях смены политического строя не исчезли бесследно, внеся определенные положительные аспекты в формирование современной бюджетной системы страны.
На сегодняшний день бюджетную систему страны можно признать сформировавшейся, отвечающей потребностям времени, однако нуждающейся в дальнейшем совершенствовании, в частности, по отношению к закрепленным доходам различных уровней бюджетной системы. К примеру, муниципальные власти нуждаются в большей финансовой самостоятельности, отсутствие которой обусловлено нехваткой собственных источников финансирования.