Понятие бюджета и уровни бюджетной системы Российской Федерации
Бюджет – это форма, выражающая образование и расходование фонда денежных средств, которые предназначены для финансирования исполнения задач и функций государственного и местного управления.
Такое определение бюджета представлено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в статье 6.
Термин бюджет заимствован из английского языка, в котором он использовался для обозначения процесса ежедневного принесения канцлером казначейства мешка денег в парламент и произнесения речи. Бюджет ориентирован на выполнение следующей основной задачи – обеспечение сопоставления потребностей государства и финансов, необходимых для их удовлетворения. Ни государство, ни муниципалитет не могут реализовать свои экономические, политические или социальные функции без бюджета.
Бюджетная система Российской Федерации имеет несколько уровней. В первую очередь различает государственные и муниципальные бюджеты. Первые бюджеты делятся на два уровня:
- во-первых, федеральный уровень, представляющий собой бюджет всего российского государства;
- во-вторых, региональный уровень, представленный бюджетами субъектов федерации.
Муниципальные бюджеты, в свою очередь, также представлены двумя уровнями:
- во-первых, бюджетами таких муниципальных образований как муниципальные районы, городские округа, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
- во-вторых, бюджеты таких муниципальных образований как городские и сельские поселения.
Функции, выполняемые государственным и муниципальным бюджетами
Бюджеты различных уровней призваны реализовать следующие функции:
- функцию формирования, содержание которой состоит в обеспечении формирования бюджетных доходов, поступающих из различных источников, к примеру, в виде налогов, доходов от использования государственной собственности, доходов от эмиссии национальной валюты и так далее;
- функцию использования, содержание которой состоит в распределении полученных бюджетных доходов на финансирование бюджетных расходов. При этом государство, как субъект регулирующий экономику, при осуществлении этой функции обеспечивает учет экономических интересов всех участников воспроизводственного процесса на территории страны;
- функцию урегулирования, суть которой состоит в обеспечении стимулирования или сдерживания развития государства или муниципалитетов в социально-экономическом плане;
- функцию контроля, суть которой состоит в выявлении состояния финансового положения отдельных экономических субъектов, отраслей, территорий и так далее.
Характеристика структуры бюджета
Бюджет любого уровня делится на две части:
- во-первых, доходная часть, включающая в себя денежные средства, которые поступают в бюджет на безвозмездной и безвозвратной основе сообразно действующему законодательству и предназначены для финансирования нужд государства или муниципальных образований;
- во-вторых, расходная часть бюджета, включающая в себя денежные средства, которые направляются для финансового обеспечения решения государственных и муниципальных задач, а также выполнение функций государства и муниципалитетов.
Каждая из указанных частей бюджета делится, в свою очередь, на ряд подчастей. Так, доходная часть бюджета включает в себя три основных элемента:
- во-первых, доходы налогового характера, которые представляют собой поступления от различных налогов, предусмотренных налоговым законодательством России в соответствии с их распределением по уровням бюджетной системы (например, налог на доходы физических лиц подлежит зачислению в государственный бюджет, налог на имущество физических лиц зачисляется в муниципальные бюджеты);
- во-вторых, доходы неналогового характера, представляющие собой поступления, не связанные с взиманием налогов с юридических и физических лиц. Примером таких доходов является поступления от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, часть положительного финансового результата государственных и муниципальных предприятий, доходы от оказания государственных и муниципальных услуг на платной основе, финансовая помощь и так далее;
- в-третьих, безвозмездные перечисления, которые представляют собой денежные средства, полученные бюджетами от других бюджетов.
Расходная часть бюджета, в свою очередь, делится на несколько составных элементов, в состав которых включаются:
- во-первых, текущие расходы, представляющие собой наиболее крупную часть расходов бюджета. Данный вид расходов бюджетов связан с финансированием закупок услуг и товаров государством и муниципалитетами, оплатой труда государственных и муниципальных служащих, отчислениями на социальные нужды от этой заработной платы, платежами по займам или государственному внешнему долгу и так далее;
- во-вторых, капитальные расходы бюджета, которые представляют собой долгосрочные вложения на осуществление капитального ремонта, капитального строительства или в основные фонды.
Непосредственно в структуре муниципального бюджета можно выделить три части в зависимости от источников поступления средств:
- во-первых, средства государства, которые передаются органам муниципального управления государственной властью в соответствии с законодательством в виде финансовых ресурсов, прав или доходных источников;
- во-вторых, собственные средства муниципалитета, которые создаются в процессе функционирования органов муниципального управления, муниципальных предприятий;
- в-третьих, средства муниципального кредита или заемные средства.
Финансовое состояние муниципалитета оказывает влияние на соотношение указанных компонентов в структуре муниципального бюджета. Государство и муниципалитеты стремятся к наращиванию второй составляющей, но на практике часто оказывается, что основным источником финансирования выступают средства государства.