Сущность и значение бюджета муниципалитета
Бюджет публично-правового образования в самом общем виде можно охарактеризовать как форму организации и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения удовлетворения потребностей населения, в том числе посредством финансового обеспечения управленческих функций государства и местного самоуправления.
Бюджет объединяет две основные категории, применяемые для характеристики финансовых обязательств публично-правового образования:
- доходы – это те денежные средства, которые привлекаются в бюджет в виде налогов, взимаемых с организаций и физических лиц, административных платежей и сборов в форме госпошлин, штрафов, взимания платы за оказание государственных и муниципальных услуг и пр., доходов от использования имущества муниципалитета, а также в виде поступлений, направляемых в бюджет безвозмездно;
- расходы – это те денежные средства, которые направляются из бюджета для исполнения государственных и муниципальных обязательств, в частности, для осуществления социальных выплат отдельным категориям населения, содержания учреждений образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и др., организации жилищного, дорожного строительства и пр.
Каждый муниципалитет имеет собственную бюджетную систему, собственные денежные средства, составляющие бюджет муниципалитета. Бюджет муниципалитета – это институт, который решает задачи исполнения расходных обязательств муниципалитета перед населением для целей наиболее полного удовлетворения потребностей и обеспечения социально-экономического развития территории.
Законом запрещено использовать иные виды организации расходования денежных средств муниципалитетом для целей обеспечения муниципальных обязательств, крое как формирования и расходования бюджета.
Структурно бюджет муниципалитета не отличается от структуры бюджетов публично-правовых образований иного уровня, объединяя расходную и доходную части, однако имеется определенная специфика в структуре расходной части. Так, структурно бюджет муниципалитета состоит в соответствии с бюджетной классификацией из раздельно предусматриваемых:
- денежных средств, направляемых на реализацию расходных обязательств муниципалитета, которые возникли в связи с осуществлением органами публичного управления местного уровня полномочий по обеспечению решения вопросов, имеющих значение для местного сообщества;
- денежных средств, которые направляются на реализацию расходных обязательств муниципалитета, исполнение которых предусматривается за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы иного уровня для исполнения муниципалитетом полномочий, переданных государством.
В сложно устроенных муниципалитетах образуется консолидированный бюджет. Так, бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений городского и сельского типа, которые входят в состав такого района, образуют консолидированный бюджет муниципального района. Консолидированный бюджет также образуется, объединяя свод бюджетов внутригородских районов, входящих в городской округ, и бюджет городского округа с внутригородским делением.
Управление бюджетом муниципалитета
Управление бюджетом муниципалитета характеризуется определенными особенностями, обусловленными спецификой субъектного состава бюджетных отношений, объектов бюджетного управления, методов, форм и целей, предусмотренных законом для бюджетного муниципального управления.
К числу отличительных черт организации управления бюджетом муниципалитета можно отнести следующие:
- органы публичного управления местного уровня и местное сообщество в качестве субъектов бюджетного муниципального управления;
- денежные средства, привлекаемые и используемые в составе бюджета муниципалитета, как объект бюджетного муниципального управления;
- институт референдума, самообложение населения муниципалитета для формирования доходной части бюджета муниципалитета и иные специфические методы бюджетного муниципального управления;
- специальное законодательство, определяющее управление местным сообществом в целом и бюджетом муниципалитета в частности, как регулятор муниципальных бюджетных отношений;
- обеспечение эффективного бюджетного управления в конкретный момент времени в конкретном муниципалитете исходя из имеющихся ресурсов и поставленных задач как цель муниципального бюджетного управления.
Цели управления бюджета муниципалитета
Как всякий управленческий процесс, процесс муниципального бюджетного управления направленные на достижение стратегических и оперативных целей.
В качестве стратегической цели управления бюджетом муниципалитета можно назвать повышение его результативности и эффективности.
К числу оперативных целей муниципального бюджетного управления можно отнести следующие:
- обеспечение фискальной автономии бюджета муниципалитета;
- оптимизация расходных обязательств бюджета муниципалитета;
- рост бюджетной обеспеченности;
- оптимизация муниципального долга и др.
Достижение названных целей требует обеспечения решения задач:
- образование среды социального партнерства и устранения административных барьеров в межбюджетных отношениях;
- совершенствование муниципального бюджетного управления посредством внедрения методов, используемых в бизнес-среде;
- ориентация на удовлетворение потребностей населения муниципалитета;
- координация усилий органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней для наиболее полного обеспечения интересов личности и социально-экономического развития конкретных территорий и государства в целом;
- методологическое и методическое обеспечение процесса муниципального бюджетного управления и др.
Муниципальное бюджетное управление всегда должно быть направлено на решение конкретных результатов и достижение плановых показателей при общей ориентации на наиболее полное обеспечение прав населения. Другими словами, муниципальное бюджетное управление должно характеризоваться эффективностью и результативностью использования бюджетных средств.