Автономное учреждение – это государственная организация, которая учреждена Российской Федерацией, ее субъектом либо муниципальным образованием.
Основные сведения об автономных учреждениях Российской Федерации
В Российской Федерации большое значение имеет функционирование большого по масштабам общественного (государственного и муниципального) сектора. Он, прежде всего, представлен такими организационными единицами, как унитарные предприятия и учреждения. Одной из разновидностей последних являются автономные учреждения.
Автономные учреждения представляют собой некоммерческие организации, которые созданы публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями) и предназначены для выполнения работ и оказания услуг, что обеспечивает исполнение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.
Автономные учреждения стремятся достичь целей, которые определены федеральными законам и уставом, а также стоят перед органами публичной власти в таких областях общественной жизни, как:
- здравоохранение;
- образование;
- наука;
- социальная защита;
- занятость населения;
- работа с детьми и молодежью;
- средства массовой информации;
- культура;
- физическая культура;
- спорт и др.
С точки зрения гражданского законодательства автономное учреждение является юридическим лицом, чей статус был получен в процессе государственной регистрации. Отсюда вытекает способность автономного учреждения приобретать и осуществлять права, нести обязанности, участвовать в судебном процессе в качестве истца или ответчика.
Автономные учреждения создаются на базе имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности (т.е. собственности учредителя). Поэтому у организаций подобного рода есть право открывать лицевые счета не только в кредитных организациях, но и в финансовых органах исполнительной власти (прежде всего, в Федеральном Казначействе).
Ответственность по обязательствам автономного учреждения несет только само учреждение. В данном случае оно отвечает тем имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления. Исключением из указанного состава имущества является закрепленное учредителем недвижимое и особо ценное движимое имущество.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам последнего. Впрочем, автономное учреждение также по обязательствам собственника не отвечает. Кроме того, стоит заметить, что автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться теми доходами, которое оно получает в процессе осуществления своей деятельности и использования закреплённого имущества. На получение этих доходов собственник права не имеет, однако автономное учреждение обязано использовать их только ради достижения уставных целей.
Так же, как и другие действующие на территории России организации, автономные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также иную информацию о своей деятельности в налоговые органы, органы государственной статистики и иные уполномоченные органы.
Отличительные черты автономных учреждений в России
Автономное учреждение – это специфический тип организации, предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации. Он даже имеет ряд существенных отличий от других организаций, принадлежащих к сектору государственного управления (к бюджетной сфере).
К этому сектору, напомним, относятся казенные и бюджетные учреждения. Эти три типа учреждений были установлены в 2010 году вместе с принятием Федерального закона № 83-ФЗ, который был направлен на совершенствование действовавшей на тот момент системы государственных (муниципальных) учреждений.
Прежде всего, нужно сказать, что автономное учреждение (по сравнению с казенным и бюджетным) имеет наибольшую самостоятельность и автономность от учредителей – органов публичной власти. Это проявляется в том, что оно имеет права управлять закрепленным имуществом, осуществлять деятельность, которая может приносить доход, и распоряжаться этим доходом.
В то же время деятельность по оказанию платных услуг планируется в соответствии с выданным учредителем государственным (муниципальным) заданием и разработанным на его основе планом финансово-хозяйственной деятельности. А финансовое обеспечение так же, как и у других учреждений, частично формируется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, автономные учреждения при совершении снабженческой деятельности (т.е. осуществлении закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения своих нужд) руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (который по большей части, предназначен для регулирования корпоративных закупок отдельными организациями), а не Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который установил контрактную систему в сфере закупок органов публичной власти.
Несмотря на то, что автономные учреждения входят в сектор государственного управления, они не пользуются для целей бухгалтерского учета Единым планом счетов бюджетного учета. Для них Министерство финансов разработало отдельный план счетов бухгалтерского учета – специально для автономных учреждений, что нашло юридическое отражение в приказе Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. № 183н.