Аутсорсинг в государственном управлении – это способ повышения эффективности функционирования органа государственного управления, опосредующий передачу государственных функций и услуг, реализуемых органами исполнительной власти и государственными учреждениями, внешним исполнителям при сохранении контроля со стороны государства над реализацией таких функций и услуг.
Сущность и значение аутсорсинга в государственном управлении
В современных развитых государствах все большее внимание уделяется вопросам повышения эффективности функционирования государственного механизма и повышения клиентоориентированности должностных лиц, государственных органов, гражданских служащих при реализации функций и услуг государства. Указанное, в свою очередь, актуализирует поиск наиболее эффективных инструментов и методов для решения задач повышения качества управления государством.
В самом общем виде, аутсорсинг в государственном управлении можно охарактеризовать как передачу внутренних функций системы государственного управления, государственного органа, государственного учреждения на основе конкурсного отбора в частную сферу для выполнения конкретных государственных функций и предоставления государственных услуг при сохранении контроля со стороны государства над законностью и эффективностью выполнением таких функций и предоставлением услуг.
Необходимо отметить, что практика аутсорсинга в государственном управлении является довольно распространенной в развитых странах, поскольку позволяет внести рыночные принципы функционирования организаций – конкуренцию, клиентоориентированность, ориентированность на результат – прежде всего, в сферу государственных услуг, а также в сферу непосредственного государственного управления, в том числе в области управления государственным имуществом, контрольную деятельность и пр.
Проблемы аутсорсинга в государственном управлении
Практика применения аутсорсинга в государственном управлении в развитых странах зарекомендовала себя положительно, однако прежде чем использовать инструменты аутсорсинга в российской государственно-правовой действительности, необходимо преодолеть следующие проблемные аспекты:
- отсутствие правил и инструментов передачи функций и услуг государства внешним субъектам;
- неготовность государства, государственных органов, должностных лиц и государственных служащих к конкуренции на равных условиях с частным сектором.
Это обусловлено тем обстоятельством, что подходы Российского государства к управлению и подходы представителей бизнеса к управлению сегодня еще существенно отличаются. Во многом разница в подходах к управлению в частном секторе и в государственном связана с историей развития государственного управления и частного бизнеса. Если частному бизнесу приходилось постоянно выживать в условиях жесткой конкуренции, то исторически государства всегда занимало монопольную позицию во всех сферах собственной деятельности, не сталкиваясь с равными по статусу конкурентами.
В тех государствах, где государственные и частные структуры используют инструменты гибкого управления, где они мобильны, там наличествует ротация кадров в системе государственного управления, специалисты из частного сектора поступают на государственную службу, что повышает эффективность деятельности отдельного служащего, поскольку повышает конкуренцию среди кандидатов на должности, и в последующем обеспечивает эффективное исполнение служащим должностных обязанностей.
Включение частных организаций в систему государственного управления решает те же задачи: частные организации на конкурсной основе борются за возможность быть партнером государства в реализации отдельных функций и предоставлении государственных услуг, это позволяет выбрать наиболее эффективного контрагента государству, тем самым гарантируя, что права личности будут соблюдены наилучшим образом, поскольку функции и задачи государства будут переданы лучшему представителю бизнеса или некоммерческого сектора.
Указанное, в свою очередь, вновь актуализирует развитие партнерских механизмов взаимодействия государства и общества, выработки алгоритмов действий для конкурентного отбора внешних субъектов для реализации государственных функций и оказания государственных услуг.
Положительные аспекты аутсорсинга в государственном управлении
Использование аутсорсинга в государственном управлении влечет следующие позитивные последствия в части повышения эффективности государственного управления:
- использование аутсорсинга позволяет снизить издержки за счет совершенствования административных процедур и процессов;
- использование аутсорсинга позволяет внедрить новые для государственного управления механизмы и инструменты, выбрать из них наиболее эффективные и распространить положительную практику в другие сферы государственного управления;
- аутсорсинг позволяет сэкономить, поскольку поставщику услуг гарантируется значительный объем услуг, что позволяет сократить их стоимость;
- государство снимает с себя необходимость реализации крупных затрат для организационного, материально-технического, кадрового обеспечения решения государственных задач и реализации государственных функций;
- аутсорсинг позволяет обеспечить освобождение ресурсов государства для реализации иных задач за счет высвобожденных финансовых ресурсов в результате применения аутсорсинга;
- повышение качества управленческих процессов за счет привлечения к реализации государственных функций и предоставлению государственных услуг специализированных организаций и за счет возможности сконцентрироваться на приоритетных, первоочередных задачах;
- сокращение рисков, которые связаны с осуществлением управленческих процессов за счет того, что внешние организации для реализации государственных функций и задач привлекаются на конкурентной основе. Кроме того, риск вместе с функциями и услугами частично передается таким привлеченным внешним организациям и др.