Ассоциации и союзы муниципальных образований в современной России – это законодательно предусмотренные формы сотрудничества и координации интересов органов муниципальных образований в рамках региона и государства в целом для наиболее эффективного решения задач публичного управления местными сообществами.
Значение ассоциаций и союзов муниципальных образований в современной России
Для эффективной координации интересов и достижения целей и задач социально-экономического развития и обеспечения благосостояния местного сообщества органов местного самоуправления могут учреждать ассоциации и союзы.
Отечественный и зарубежный опыт функционирования системы местного самоуправления демонстрирует, что органы муниципального образования активно взаимодействуют не только внутри одного муниципального образования, но и с муниципальными органами иных муниципальных образований.
Европейская хартия местного самоуправления в качестве одной из фундаментальных гарантий местного самоуправления фиксирует право на местные объединения: местные органы наделяются правом для реализации задач публичного управления сотрудничать в рамках, установленных законом, с иными местными органами для решения общих задач публичного управления. Необходимо отметить, например, что в европейской практике местного самоуправления такие ассоциации и союзы играют значительную роль во взаимоотношениях с центральной и региональной властью.
Правовое регулирование ассоциаций и союзов муниципальных образований в современной России
В Основном законе страны не предусматривается права органов муниципального образования учреждать ассоциации и союзы. Основа сотрудничества органов разных муниципальных образований устанавливается положениями специального федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, которыми предусматривается возможность учреждения советов муниципальных образований субъекта РФ и единого общероссийского объединения муниципалитетов. Кроме того, в соответствии с положениями указанного закона, исходя из специфических характеристик территориальных и организационных основ, могут формироваться иные объединения муниципальных образований. Организация деятельности таких объединений, в свою очередь, регулируется специальным федеральным законодательством о некоммерческих организациях в отношении ассоциаций.
Основные направления функционирования ассоциаций и союзов муниципальных образований в современной России
Практика формирования ассоциаций и союзов муниципальных образований в современной России позволяет выделить следующие основные направления их функционирования на региональном уровне:
- участие в упорядочении бюджетных отношений между муниципальным, региональным и федеральным уровнем публичного управления;
- участие в разработке и осуществлении региональных программ социально-экономического развития региональных и муниципальных территорий;
- участие в разработке региональных законопроектов, которые потенциально способны оказать влияние на развитие муниципальных образований. В частности, советами могут организовываться и реализовываться предварительные экспертизы региональных законопроектов с точки зрения возможного влияния на муниципальное развитие;
- правовая поддержка и защита интересов должностных лиц и муниципальных служащих в системе местного самоуправления;
- сбор и исследование информации относительно реализации управленческих процессов на уровне муниципального образования, например, в сфере экономики, для выработки наиболее эффективных управленческих решений;
- исследование и распространение наиболее эффективных практик муниципального управления, в том числе и в отдельных отраслях. Так, советы могут готовить методическое и методологическое обеспечение управленческих процессов в муниципалитетах для повышения эффективности организации и реализации публичного управления, для развития муниципальных служащих и пр.;
- активное участие в развитии муниципальных служащих, в том числе в организации дополнительного образования муниципальных служащих, а также депутатов местных представительных органов. Так, в частности, советы могут эффективно формировать заявку на подготовку или переподготовку муниципальных служащих за соответствующий год;
- организация нематериального стимулирования муниципальных служащих, в частности посредством организации и проведения конкурсов на звание лучшего муниципального служащего региона, и пр.;
- анализ и представление информации губернатору региона в отношении уровня развития системы местного самоуправления и достигнутых результатов социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав региона, и др.
Вопросы организации ассоциаций и союзов муниципальных образований в современной России
Органы муниципального управления при учреждении институтов межмуниципального сотрудничества в форме ассоциаций и союзов должны учитывать территориальный принцип деятельности таких объединений и их субординацию. Так, например, в зарубежной практике учреждаются общегосударственные, межрегиональные и региональные объединения муниципальных органов.
Отечественным специальным законодательством также предлагается организация объединений на региональном и национальном уровнях. Общероссийское объединение региональных советов считается сформированным, если в его состав входят советы муниципалитетов не менее двух третьих регионов страны. Такая организация ассоциаций и союзов внутри государства позволяет реализовать инициативы муниципальных органов по организации собственной деятельности и повышению ее эффективности на региональном и федеральном уровнях.
Необходимо отметить, что с правовой точки зрения ассоциации и союзы выступают юридическими лицами, которые имеют учредительные и уставные документы, подлежат государственной регистрации и пр.