Основные проблемы антикризисного управления регионом
Проблемы антикризисного управления регионом – это трудности и препятствия, с которыми сталкиваются субъекты, ответственные за формирование, реализацию и контроль мероприятий антикризисного управления регионом.
Антикризисное управление регионами сталкивается с рядом серьезных проблем, затрудняющих реализацию антикризисных программ или снижающих их эффективность. К числу таких проблем антикризисного управления регионами можно отнести следующие:
- во-первых, отсутствие комплексного подхода к антикризисному управлению регионом;
- во-вторых, ограниченные взгляды на возможности применения антикризисного управления регионом;
- в-третьих, отсутствие сбалансированности социально-экономического развития регионов, затрудняющее применение универсальной антикризисной политики, и так далее.
Проблема отсутствия комплексного подхода к антикризисному управлению регионом
Как отмечают специалисты, для российской действительности характерно преодоление большего числа кризисных ситуаций каждым регионом на самостоятельные основе, как правило, без проведения детальной аналитической работы и учета всех возможных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие региона. Такой подход к решению проблем управления регионом не отвечает принципу комплектности. На сегодняшний день российское государство ориентировано на универсализацию системы антикризисного управления регионами за счет формирования базы разработки региональных антикризисных программ, позволяющей региональным властям использовать широкий опыт и перечень мер по выводу субъектов федерации из кризисных состояний.
Ограниченность применения антикризисного управления регионом
Как правило, организация антикризисного управления регионом применяется в отношении тех субъектов федерации, которые сталкиваются с определенными сложностями в развитии экономики, социальной сферы, промышленности на территории региона. То есть антикризисное управление регионом рассматривается как мера выведения из кризиса депрессивных регионов. Однако этот взгляд существенно ограничивает возможности применения антикризисного управления регионом, которое может быть направлено не только на ликвидацию кризисных явлений, но и на их предупреждения.
Антикризисное управление представляет собой такой вид социально-экономического управления, который позволяет контролировать процессы прогнозирования кризисных состояний регионов, снижать их отрицательные последствия, выявлять и ликвидировать причины возникновения кризиса, устраняя препятствия для дальнейшего развития регионов.
Несбалансированность развития регионов
Российское государство характеризуется обширными территориями, наличием регионов, имеющих существенное различие по их природному, климатическому, экономическому, социальному и иному потенциалу. В связи с этим существуют регионы, которые в большей степени нуждаются в государственной поддержке в период кризиса, в то время как существуют и регионы, не требующие дополнительных вливаний в реализацию антикризисного управления и способных преодолеть проблемы за счет собственных ресурсов. Решение этой проблемы антикризисного управления регионами следует осуществлять на двух уровнях управления, первым из которых является национальный или государственный уровень, который предполагает осуществление сглаживания территориальных диспропорций в экономике и оказание помощи тем регионам, которые отстают в своем развитии для максимального выравнивания благосостояния общества в целом. Региональная политика антикризисного управления на уровне государства должна обеспечивать сбалансированность социально-экономического развития всех субъектов страны, сокращая межрегиональную дифференциацию.
Государственные власти должны ориентироваться на обеспечение условий, которые позволят каждому региону использовать ресурсы в достаточном и необходимом объеме для гарантированного предоставления гражданам достойных условий существования.
Решение проблемы сбалансированности регионального развития в ходе реализации антикризисного управления подразумевает направленность государства на развитие и реализацию потенциала каждого отдельного региона, сокращение институциональных и инфраструктурных различий, формирование системы равных возможностей населения и обеспечение условий для развития человеческого потенциала.
Решение проблемы сбалансированности развития регионов требует осуществления следующих мер:
- меры стимулирования социально-экономического развития регионов за счет формирования новых центров, обеспечивающих экономический рост в регионах за счет их конкурентных преимуществ;
- меры, направленные на координацию инвестиционной инфраструктуры государства и предпринимательских инвестиционных стратегий в регионах, учитывающих приоритеты территориального развития и ресурсные ограничения, включая демографические;
- меры сокращения и дифференциации качества и уровня жизни граждан регионов за счет применения эффективных механизмов бюджетной социальной политики.
Второй уровень решение данной проблемы должен осуществляться на региональном уровне, позволяющем учесть специфику конкретного региона, особенности его социально-экономического развития, полноту ресурсного обеспечения при разработке антикризисной политики управления регионом.
При рассмотрении уровня антикризисного управления регионами следует отметить еще одну дополнительную проблему, выражающуюся в отсутствии сбалансированности общегосударственной политики антикризисного управления регионами и реализуемой на местах антикризисной региональной политики. Решение этой проблемы должно быть направлено на выработку общегосударственной политики антикризисного управления регионами таким образом, чтобы каждый регион с учетом специфики своего развития мог осуществлять антикризисное управление в рамках общегосударственной политики.