Понятие антикризисного управления регионом и его значение
Антикризисное управление регионом – это система мер, направленных на предотвращение и ликвидацию кризисного состояния субъектов Российской Федерации.
По мнению специалистов для российской экономики на федеральном уровне нехарактерно применение единых этапов антикризисного управления. Чаще всего российская действительность в сфере борьбы с кризисами на уровне регионов характеризуется внедрением отдельных мер, имеющих неутвержденный механизм реализации и низкий уровень согласования со стратегическими планами развития государства и его регионов.
Выработка единой концепции этапов антикризисного управления регионами имеет особое значение в связи с тем, что это обеспечивает сокращение затрат времени и ресурсов на выработку и практическое внедрение антикризисных мер, а также снижение вероятности ошибки.
Характеристика этапов антикризисного управления регионом на федеральном и региональном уровне
Антикризисное управление регионом можно разделить на два уровня:
- федеральный уровень;
- региональный уровень.
Каждый из этих уровней антикризисного управления регионом включает в себя определенные этапы этого управления. К этапам федерального уровня антикризисного управления регионом относятся следующие:
- формирование стратегии развития государства и определение роли в этом развитии конкретных регионов;
- типологизация регионов России по однородным группам;
- разработка методики антикризисного управления для выделенных на предыдущем этапе групп регионов, включая программы регулирования, управления, антикризисного мониторинга и прочего;
- контроль периодического характера за кризисными факторами в отношении непроблемных регионов или активное участие в формировании программы антикризисного развития депрессивных регионов, координация деятельности субъектов, ответственных за разработку таких программ, осуществление поддержки органов государственного управления и регионального уровня за счет инфраструктурных компаний;
- одобрение антикризисных программ для проблемных регионов;
- осуществление периодического контроля выполнения антикризисных программ.
Региональный уровень антикризисного управления регионом подразумевает прохождение следующих этапов этого управления:
- проведение анализа социально-экономического развития региона с учетом долгосрочных тенденций такого развития и направленности на выявление проблем и факторов;
- определение направлений развития региона на основании конкретных сценариев;
- выработка мероприятий в соответствии с каждым сценарием;
- установление потребности в финансовых ресурсах для реализации каждого сценария;
- вычисление показателей, характеризующих эффективность региональной экономики;
- составление программ антикризисного управления регионом;
- распределение обязанностей между органами государственного управления по реализации антикризисной программы с выделением ответственных лиц и контрольных показателей;
- осуществление контроля выполнения программных мероприятий и отслеживание отклонений и причин их возникновения на постоянной основе;
- выполнение корректировки программных мероприятий антикризисного управления регионом.
При этом следует отметить, что заявленные этапы антикризисного управления регионом имеют достаточно спорную основу по ряду причин, к числу которых относятся следующие:
- Осуществление разработки антикризисных программ для разных групп регионов. Данный этап может привести к возникновению миграции населения и хозяйствующих субъектов в те регионы, которые пользуются наибольшей поддержкой по сравнению с остальными. С точки зрения выравнивания большее предпочтение следует отдавать универсальной поддержке регионов и организации адресной помощи тем хозяйствующим субъектам регионального уровня, которые особо нуждаются в такой поддержке;
- При выявлении кризисных ситуаций в непроблемных регионах не следует останавливаться на контроле этих ситуаций, необходимо проводить политику их разрешения;
- Спорным аспектом также является расчет показателей эффективности региональной экономики в связи с тем, что федеральная поддержка не зависит от уровня эффективности экономики, а ориентируется на значимость выявленных проблем ее развития;
- Делегирование регионам полномочий по выделению показателей контроля и корректировке программа антикризисных мер является необоснованным, поскольку более логично осуществлять эти меры тому, кто финансирует данные программы.
Различные взгляды на этапы антикризисного управления регионом
Среди экономистов существуют различные точки зрения на этапы антикризисного управления регионом. Например, А.Н. Коробова и В.В. Иванов рассматривают антикризисное управление как совокупность следующих этапов: проведение глубокой финансовой диагностики региона, оценка масштаба угрозы кризиса, выявление факторов, влияющих на кризисное состояние, оценка внутренней и внешней среды, формирование концепции антикризисного управления и определение ее цели, выработка мер антикризисного управления, составление его плана, реализация, контроль и корректировка.
И. И. Седашкина и Е.В. Калева выделяют такие этапы как мониторинг состояния дел в регионе, определение целей и задач антикризисного управления регионом, формирование механизма такого управления и его плана, осуществление мониторинга антикризисного управления на постоянной основе, внесение корректировок в план, осуществление подготовки перехода от антикризисного управления к обычному.
Очевидно, что эти взгляды имеют общие тенденции и допускают повторение определенных шагов в процессе осуществления антикризисного управления регионом.