Модель государственной службы – это система правил, принципов и инструментов организации и реализации деятельности по осуществлению публичных полномочий служащими, непосредственно обеспечивающими функционирование механизма государственного управления, в том числе система правил, принципов и инструментов отбора и оценки таких служащих.
Общая характеристика англосаксонской модели государственной службы
Англосаксонская модель государственной службы относится к открытому типу организации государственной службы страны. Сущностными характеристиками такой модели организации гражданской службы являются:
- система правоотношений, складывающихся в процессе организации и реализации государственной службы, не подлежит жесткому нормативно-правовому регулированию;
- привлечение кандидатов на должности гражданской службы осуществляется посредством открытого отбора на конкурсной основе;
- размер оплаты труда, эффективность развития карьеры находятся в прямой зависимости от результативности и эффективности осуществления служебной деятельности служащим;
- относительно простая процедура увольнения лица со службы.
История формирования современной гражданской службы Великобритании и так называемой англосаксонской модели начинается фактически с середины XIX в. Подготовленная для британского парламента программа реформирования системы государственной службы была реализована к концу XIX в. и привела к следующим позитивным последствиям в организации и функционировании службы:
- по результатам реформирования были учреждены 3 класса должностей – это клерки, исполнители и администраторы;
- к службе привлекались специалисты высокого уровня посредством организации открытого конкурсного отбора, реализуемого при наблюдении специально сформированной комиссии.
Программа конкурсного отбора имела методологическую и научную основу. Такая программа была разработана специалистами Оксфордского и Кембриджского университетов. Это, в свою очередь, привело к тому, что на службу привлекались не специалисты в узкой сфере публичного управления, но специалисты, которые имели общее гуманитарное образование высокого уровня. В XX в. реформирование системы гражданской службы было продолжено, в частности, были сокращены расходы на функционирование исполнительной власти посредством сокращения численности служащих.
Дальнейшее реформирование привело к тому, что в системе исполнительной власти были выделены:
- учреждения системы публичного управления, ответственные за формирование политики;
- учреждения, которые занимались непосредственным исполнением принятых решений.
Последние учреждения были выведены из системы публичного управления, они стали функционировать как неправительственные организации на основе договоров с учреждениями, вырабатывающими направления, конкретные программы и мероприятия внутренней политики. Учреждения-исполнители отбирались посредством организации открытых конкурсов.
Служащие, которые реализуют свои полномочия в учреждениях системы публичного управления, где вырабатывается политические решения, входят в систему государственной гражданской службы, в свою очередь, лица, реализующие функции в неправительственных организациях, в систему государственной службы не входят, они являются служащими по контракту.
Общая характеристика континентальной модели государственной службы
Модель государственной службы, которая сложилась в странах континентальной Европы, относится к закрытому типу. К сущностным характеристикам континентальной модели государственной службы можно отнести следующие:
- жесткая нормативная регламентация организации и функционирования системы государственной службы, в том числе иерархии, субординации и подчиненности низшего уровня высшему;
- отбор кандидатов на должности службы осуществляется с применением закрытых процедур;
- лица, замещающие должности гражданской службы, имеют высокое социальное и правовое положение. При этом уровень оплаты их труда, предоставление льгот, карьерное развитие связываются со стажем осуществления ими служебных обязанностей и занимаемой должностью;
- порядок увольнения со службы характеризуется повышенной сложностью.
При этом в рамках рассматриваемой модели можно выделить следующие подвиды:
Централизованная модель государственной службы, которая, например, сложилась во Франции. В середине XX в. во Франции было реализовано преобразование системы государственной службы, а именно:
- расширены социальные гарантии для лиц, замещающих должности государственной службы;
- порядок увольнения лиц, замещающих должности службы, был усложнен: увольнение допускается только на основе специального закона о сокращении персонала органа государственного управления.
Кроме того, система, функционирующая во Франции, характеризуется:
- высокой централизацией, то есть жестким контролем со стороны центральных органов над деятельностью территориальных органов;
- подготовкой государственных служащих в специальных учебных учреждениях, что, в свою очередь, создает определенную элитарность гражданской службы в стране.
Относительно децентрализованная модель, которая сформировалась, например, в Германии. Так специфической чертой названной модели является широкое влияние политических партий на кадровый состав службы, в том числе посредством реализации так называемых политических назначений.
При этом модель государственной службы в Германии характеризуется такими общими для континентальной модели чертами, как:
- полномочия в системе государственной службы распределяются по вертикали;
- функционирует сложная система отбора на должности службы выпускников высших учебных заведений;
- высокое правовое и социальное положение служащих, в частности, функционирование института «почетный чиновник» и др.