Английский язык в ГМУ – это научная дисциплина, входящая в состав подготовки специалистов для нужд ГМУ, предполагающая освоение английского языка для эффективной реализации профессиональной деятельности лицами, замещающими должности государственной и муниципальной службы.
Значение английского языка в ГМУ
Сегодня перед Россией стоит задачи интеграции в мировое сообщество, активного участия в международных отношениях для решения глобальных вопросов, а также вопросов по обеспечению собственной безопасности. Указанное актуализирует включение системы публичного управления страной в международные отношения, что требует определенных специальных знаний, навыков и умений от государственных и муниципальных служащих. В качестве одного из наиболее распространенных в международном сообществе языков можно назвать английский язык, который для многих членов общества является вторым разговорным языком, что актуализирует его изучение в рамках получения высшего образования, в том числе и по направлению ГМУ.
В качестве приоритетных направлений модернизации системы государственного и муниципального управления традиционно называется повышение профессионализма государственных и муниципальных служащих. При этом сегодня большое значение приобретает не только наличие специальных познаний и практических навыков в осуществлении служебных обязанностей, но и навыков делового общения.
Таким образом, одним из приоритетных направлений повышения уровня профессиональной подготовки специалистов для системы ГМУ следует назвать развитие коммуникативных навыков, в том числе посредством изучения иностранных языков.
Прежде всего, необходимо отметить, что иностранный язык входит в качестве необходимого элемента специальной профессиональной подготовки во все программы высшего профессионального образования.
Специальная подготовка по направлению ГМУ также предполагает необходимость овладения иностранным, в частности английским, языком:
- для обеспечения коммуникации при реализации служебных обязанностей;
- для обеспечения углубления культуры делового и профессионального общения;
- для воспитания уважительного отношения к культурным и духовным ценностям населения зарубежных государств.
Цель освоения английского языка в ГМУ
Освоение дисциплины английский язык в системе ГМУ позволяет государственным и муниципальным служащим расширить свои профессиональные знания и навыки посредством приобретения и развития:
- способности обеспечения задачи межличностного общения посредством реализации письменной и устной коммуникации на иностранном языке, в том числе освоение терминологии, необходимой для расширения специальных познаний посредством анализа иностранной научной литературы, перевода иностранных текстов;
- способности реализации публичных коммуникаций, в том числе публичных выступлений, а также способности к ведению деловой переписки, в том числе посредством информационных технологий для решения задач коммуникациям с лицами, не владеющими русским языком;
- способности реализации групповых, массовых коммуникаций посредством выстраивания обоснованной, ясной, конкретной устной и письменной речи на английском языке для решения задач ГМУ.
Итак, освоение английского языка лицами, замещающими должности государственной и муниципальной службы, позволяет непосредственно налаживать контакт с иностранными коллегами, иностранными заявителями без привлечения переводчика, что существенно сокращает издержки на обеспечение реализации задач публичного управления и повышает эффективность коммуникации.
Кроме того, лица, замещающие должности государственной и муниципальной службы, получают возможность активно профессионально развиваться с учетом зарубежного опыта посредством изучения источников зарубежной теории управления, в том числе государственного управления.
Также освоение английского языка лицами, замещающими должности государственной и муниципальной службы, позволяет активно обмениваться опытом с зарубежными коллегами посредством участия в международных конференциях, деловых играх, собраниях и встречах.
Инструменты обеспечения освоения английского языка служащими ГМУ
Федеральное, региональное законодательство и местное нормотворчество, регулирующие вопросы организации и осуществления государственной и муниципальной службы, предусматривают в качестве гарантий правового статуса государственных и муниципальных служащих обеспечение среды для профессионального развития и саморазвития.
Объективная необходимость изучения лицами, замещающими должности государственной и муниципальной службы, английского языка для повышения качества коммуникации с иностранными коллегами, с иностранными заявителями, а также для обмена опытом с иностранными коллегами, освоения специальных знаний из зарубежных источников актуализирует вопросы ресурсного обеспечения освоения служащими английского языка.
Министерство экономического развития в качестве инструментов обеспечения освоения специалистами ГМУ английского языка предлагает:
- направление специалистов системы ГМУ на обучение в магистратуру;
- направление специалистов системы ГМУ на обучение в зарубежные образовательные учреждения;
- создание информационных порталов органов публичного управления на английском языке;
- перевод нормативно-правовых актов и иных официальных источников на английский язык.
При этом необходимо учитывать, что язык это постоянно развивающаяся система, которая требует практики, обновления знаний, что актуализирует формирование комплекса инструментов для повышения уровня освоения английского языка специалистами системы ГМУ. Так, целесообразно направлять служащих на специальные языковые курсы по отдельным направлениям публичного управления, для участия в международных конференциях, собраниях, семинарах и пр.