Система оценки эффективности государственного аппарата – это комплекс показателей, на основе которых дается оценка результативности функционирования государственной власти в определенный период времени и в сравнении с предыдущими периодами времени.
Критерии оценки эффективности государственного аппарата и правовые основы ее проведения
Основное назначение функционирования государственного аппарата состоит в организации системы государственной власти, способной обеспечивать развитие страны в социально-экономическом плане.
Эффективность государственного аппарата проявляется в стабильном развитии государства, однако при оценке его эффективности и могут использоваться разнообразные критерии, к числу которых следует отнести:
- во-первых, цели функционирования государственного аппарата в соотношении с целями, детерминированными общественными запросами на объективной основе;
- во-вторых, реализованные в управленческих процессах цели в сравнении с результатами, которые получены за счет функционирования государственного аппарата;
- в-третьих, объективно достигнутые результаты государственного управления в сравнении с общественными интересами и потребностями;
- в-четвертых, общественные издержки на функционирование государственного аппарата в сравнении с достигнутыми результатами, полученными вследствие функционирования этого аппарата;
- в-пятых, возможности, которые заложены в управленческом потенциале государственного аппарата, в сравнении со степенью реального использования этих возможностей.
Выполнение оценки эффективности функционирования государственного аппарата осуществляется в разрезе следующих направлений:
- во-первых, оценка процесса функционирования государственного аппарата;
- во-вторых, оценка достигнутых государственным аппаратом результатов;
- в-третьих, оценка последствий функционирования государственного аппарата;
- в-четвертых, оценка экономической эффективности функционирования государственного аппарата.
Подходы к оценке эффективности государственного аппарата являются объектом научных исследований. В качестве фактора, оправдывающего и отрицающего применяемые государственным аппаратом методы и формы функционирования, традиционно выступают показатели эффективности.
Основным объектом исследований, независимо от того, на каком уровне государственного управления они проводятся, выступает проблема эффективной организации функционирования системы государственного аппарата.
Российское право регулирует порядок оценки эффективности функционирования государственного аппарата. К числу нормативных документов, регламентирующих данный вид оценки, в частности, относится указ российского Президента «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Данный указ содержит методику мониторинга эффективности деятельности управленческого аппарата, правила оценки эффективности функционирования органов власти на различных уровнях этой власти.
Показатели оценки эффективности функционирования государственного аппарата
Оценка эффективности функционирования государственного аппарата предполагает применение различных количественных показателей, к числу которых относятся:
- количество государственных учреждений;
- относительные показатели, характеризующие долю какого-либо показателя, определяемого в пересчете на одного гражданина, например, объем инвестиций в основной капитал, доход на душу населения, доля протяженности автомобильных дорог общего и местного пользования и так далее.
Данная методика оценки функционирования государственного аппарата может применяться на любом уровне государственного или муниципального управления. Однако она активно критикуется специалистами.
Анализ системы оценки эффективности функционирования государственного аппарата подразумевает комплексный подход к проведению такой оценки, основанный на перечне показателей, характеризующих разнообразные стороны функционирования государственного аппарата.
Показателями эффективности функционирования государственного аппарата на различных уровнях государственного управления могут выступать:
- во-первых, оценка конкурентоспособности страны и региона, проводимая в соответствии с методиками международных агентств, экспертов;
- во-вторых, степень инвестиционной привлекательности государства и регионов;
- в-третьих, рейтинг страны и регионов в соответствии с показателем индекса развития человеческого потенциала, разработанным Организацией Объединенных Наций;
- в-четвертых, действующий рейтинг социально-экономического развития стран и регионов и так далее.
Проведение оценки конкурентоспособности страны или региона в соответствии с международными стандартами и рекомендациями Всемирного экономического форума осуществляется ежегодно. При определении рейтинга учитываются результаты анализа различных параметров, влияющих на производительность экономики региона или страны и экономическое развитие. Рейтинг конкурентоспособности строится посредством агрегирования различных показателей исполнения бюджета и экономического роста.
Рейтинговая оценка государств и регионов производится в соответствии с возможностями выполнения ими своих обязательств, оценки инвестиционной привлекательности в разрезе инвестиционного потенциала, инвестиционных рисков.
Действенной методикой оценки эффективности функционирования государственного аппарата является методика, основанная на применении индекса развития человеческого потенциала. Эта методика применяется как на уровне государства, так и на уровне отдельных регионов. В основе данной методики находится понимание в качестве главного критерия функционирования государственного аппарата качества жизни граждан в стране или регионе, оцениваемое в разрезе таких показателей как уровень дохода, доступность образования, продолжительность жизни.