Корпоративная социальная ответственность – это концепция функционирования коммерческой компании, предполагающая, что компания берет на себя дополнительные обязательства по повышению качества жизни работников, местного населения и общества в целом, то есть не только выполняет требования законодательства, но и добровольно принимает на себя ответственность за функционирование в отдельных сферах, а также за качество взаимодействия внутри компании.
Понятие корпоративной социальной ответственности
Термин «корпоративная социальная ответственность» впервые использовал У. Шелтон, понимал под ним обязанность компании удовлетворять социальные интересы как во внутренней среде, так и при взаимодействии с внешней средой.
В последующем категория корпоративной социальной ответственности была воспринята экономической теорией и практикой и в 1971 г. указанная категория впервые получила конкретизацию в разъяснениях Комитета экономического развития США. Так, в разъяснениях предусматривались три уровня ответственности субъекта бизнеса:
- внутренняя ответственность, которая требовала осуществления экономических задач;
- средняя ответственность, которая предполагала выполнение экологических требований и социальных задач в отношении работников;
- внешняя ответственность, которая требовала борьбы с недостаточным уровнем материального обеспечения работника, повышения качества продукта.
Всемирным банком категория социальной корпоративной ответственности трактуется через указания на следующие направления реализации такой ответственности:
- обеспечение направления финансовых ресурсов в общественное развитие за счет оплаты налогов;
- ответственность за вовлеченных в трудовые отношения работников компании;
- ответственность за безопасное природопользование, сохранение природной среды, то есть экологическая ответственность;
- рыночная ответственность, которая предполагает гарантии надлежащего качества продукта;
- ответственность перед социумом в целом.
В современном мировом сообществе такая концепция наиболее востребована в крупных коммерческих компаниях, прежде всего в транснациональных, для которых указанный подход выступает конкурентным преимуществом, позволяя улучшить свою деловую репутацию и усилить бренд. В рамках рассматриваемого подхода компания принимает на себя дополнительные обязательства в экономической, экологической, социальных сферах.
В международных стандартах корпоративная социальная ответственность определяется как внедрение практик ответственного бизнеса, приносящих пользу предпринимательству и обществу и способствующих экономическому, социальному и экологическому устойчивому развитию экономики при максимизации положительного воздействия бизнеса на социум и сокращении негативной нагрузки на природную среду.
Исторически модель корпоративной социальной ответственности сформировалась впервые на территории США. В странах Азии, в том числе в Японии, концепция корпоративной социальной ответственности является относительно молодой, фактически еще формируется. При этом необходимо отметить, что деловая этика в государствах Азии сочетается с корпоративной социальной ответственностью, поскольку базовыми принципами деловой этики и человеческого общежития в целом является гуманизм, человекалюбие, уважение к работникам, правило «золотой середины» и др.
Общая характеристика корпоративной социальной ответственности в японских компаниях
Сегодня в Японии идея корпоративной социальной ответственности является активно развивающейся. Корпоративная социальная ответственность японских компаний – это системное явление, комплекс действий и ответственности за реализацию собственной трудовой функции перед обществом, в том числе:
- утверждение принципов этического предпринимательства;
- охрана природы;
- применение чистых технологий;
- информационная прозрачность и строгое соблюдение законодательных требований.
Государственные органы в Японии уделяют значительное внимание внедрению практик корпоративной социальной ответственности. Так, сегодня Япония занимает лидирующие позиции по внедрению инновационных технологий в область сохранения природы. Японские компании применяют аналогичные западным инструментам инструменты корпоративной социальной ответственности.
История развития указанной концепции на территории Японии позволяет утверждать, что социально ответственное предпринимательство всегда оценивается в Японии высоко. Так, в частности еще в XVII-XIX вв. были сформированы основы деловой этики, а коммерческие субъекты ориентировались на длительные честные взаимодействия с партнерами.
Уважительное отношение утвердилось в отношениях с клиентами, которые рассматриваются в японской корпоративной культуре как благодать.
В современных экономических реалиях Японии репутация компании наряду с иными ее характеристиками выступает конкурентным преимуществом. Во многом это связано со спецификой реализации трудовой деятельности в Японии, в частности с наличием системы пожизненного найма. Более половины из привлеченных к реализации трудовой функции японских граждан в течение всей жизни осуществляет трудовую функцию у одного работодателя. Выплаты и преимущества напрямую зависят от стажа.
Использование системы пожизненного найма приводит тому, что коммерческая организация рассматривается не только как место работы, но и как своеобразная семья. Работники получают от компании финансирование на протяжении всей жизни в особо значимые периоды – при рождении ребенка, при заключении брака, при покупке жилого помещения, при получении образования и др. Значительные выплаты работник получает также при выходе на пенсию.
Таким образом, реализация идеи корпоративной социальной ответственности в Японии позволила решить следующие задачи:
- гарантия социальной стабильности;
- профессиональное развитие на постоянной основе;
- большая производительность;
- благоприятная корпоративная среда и др.