«Инфраструктурное меню» федерального центра – это состав и структура федеральных проектов и программ, направленных на создание и модернизацию инфраструктуры российских территорий.
Сущность и значение «инфраструктурного меню» федерального центра, характеристика действующего «инфраструктурного меню»
Население выступает в качестве главного капитала любого государства. Основное назначение инфраструктуры состоит в обеспечении удовлетворения потребностей населения. Инфраструктура представляет собой совокупность объектов, которые окружают граждан, формируя их экосистему.
Инфраструктура включает в себя место проживания, место работы, места отдыха, иные объекты посещения.
Инфраструктура в России нуждается в активном развитии, на сегодняшний день она формирует множество проблем для населения, к числу которых можно отнести:
- во-первых, невысокий уровень конкурентоспособности городов России;
- во-вторых, большая доля граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- в-третьих, отсутствие налаженных межгородских транспортных связей, проблемы с транспортной логистикой в населенных пунктах.
Развитие инфраструктуры способно обеспечить решение указанных проблем, формируя:
- во-первых, возможности для экономического роста;
- во-вторых, дополнительные места проживания каждому нуждающемуся;
- в-третьих, удобные и быстрые маршруты.
Решение инфраструктурных проблем обеспечивается за счет различных федеральных программ, формирующих «инфраструктурное меню». В настоящее время «инфраструктурное меню» федеральной государственной поддержки включает в себя следующие составляющие:
- во-первых, программу «Стимул», осуществление которой предполагается в период с 2021 по 2024 год. На эту программу объем выделенного финансирования составляет свыше 125 млрд руб.;
- во-вторых, программу поддержки низкомаржинальных проектов, в которую в 2021 году было вложено свыше 6 млрд руб.;
- в-третьих, федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», реализация которого предполагается в период с 2021 по 2024 годы. Общий объем финансирования данного проекта составляет свыше 189 млрд руб.;
- в-четвертых, федеральный проект «Чистая вода», реализация которого приходится на период с 2021 года по 2024 год. Общий объем финансирования составляет около 131 млрд руб.;
- в-пятых, федеральный проект «Оздоровления Волги», реализация которого приходится на период с 2021 по 2024 годы. Общий объем финансирования данного проекта составляет около 58 млрд руб.;
- в-шестых, федеральный проект «Сохранение озера Байкал», реализация которого приходится на период с 2021 по 2024 годы. Объем финансовых ресурсов, направляемых на реализацию этого проекта, составляет немногим более 11 млрд руб.;
- в-седьмых, федеральные проекты «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», реализация которого приходится на 2021-2024 годы. Общий объем финансовых ресурсов, направляемых на реализацию данного проекта, составляет 285,4 млрд руб.;
- в-восьмых, программа капитального ремонта МКД, на которую в 2021 году было направлено на целых 75 млрд руб.;
- в-девятых, федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть», реализация которого осуществляется до 2023 года. Общий объем финансированные данного проекта составляет более 135 млрд руб.;
- в-десятых, ведомственную целевую программу «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения», реализация которой будет осуществляться до 2023 года. Общий объем финансовых ресурсов составит около 179 млрд руб.
Таким образом, действующее «инфраструктурное меню» федерального центра предполагает оказание объема поддержки в размере 1120,6 млрд руб. за период с 2021 по 2024 годы.
Реализация рассмотренного «инфраструктурного меню» предполагает осуществление мероприятий по формированию и модернизации инженерной инфраструктуры, городской инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, а также осуществление комплексного развития территорий.
Формирование нового «инфраструктурного меню» федерального центра
Формирование нового «инфраструктурного меню» федерального центра на текущий момент не включает в себя конкретные программы и проекты, определяя объем и виды мер государственной поддержки инфраструктурного развития. К числу основных мер государственной поддержки инфраструктурного развития относятся следующие:
- инфраструктурные бюджетные кредиты, величина которых составит 500 млрд руб.;
- инфраструктурные облигации, объем которых может достигнуть 150 млрд руб.;
- реструктуризация бюджетного кредитования с целью осуществления инфраструктурной поддержки в отношении новых инвестиционных проектов. Объем финансирования данной меры превысит 629 млрд руб.;
- предоставление средств Фонда национальной безопасности Фонду жилищно-коммунального хозяйства до 2024 года. Объем реализации данной меры составит 150 млрд руб.;
- пополнение Федерального дорожного фонда посредством перераспределения акцизов от нефтепродуктов. Объем данной меры в финансовом плане составит свыше 428 млрд руб.;
- предоставление инфраструктурных кредитов ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру. Финансовое обеспечение данной меры составит 300 млрд руб.;
- опережающее финансирование строительства, в том числе дорожного строительства, объем финансирования которого составит 200 млрд руб.;
- субсидирование низкомаржинальных проектов, на которое будет израсходовано свыше 6 млрд руб.;
- субсидирование процентных ставок на долгосрочное исполнение контрактов в размере 1,8 млрд руб.;
- предоставление капитальных грантов на окупаемые дорожные проекты; по данной мере финансирование еще не определено.