Анализ доходов и расходов местного бюджета – это направление аналитической работы, ориентированное на оценку состава и структуры доходной и расходной части муниципального бюджета, а также выявление причин бюджетного дефицита, обусловленного нехваткой доходов для финансирования расходов муниципального образования.
Назначение муниципального бюджета
Муниципальный бюджет составляет основу финансового обеспечения любого муниципального образования. Эффективность финансового управления муниципальным бюджетом прямо влияет на социальную стабильность муниципального образования и обеспечение жизнедеятельности его населения.
Муниципальный бюджет выступает отражением процессов социального, экономического, политического, организационного и иного характера, происходящих на территории муниципального образования.
Бюджет муниципального образования представляет собой финансовый план, исполнение которого возложено на органы муниципального управления.
На современном этапе развития муниципального управления финансовое обеспечение муниципальной власти характеризуется высоким уровнем недостаточности, в результате чего финансирование многих статей расходов муниципального бюджета осуществляется по остаточному принципу.
Доходная часть муниципального бюджета обеспечивает финансовую основу функционирования муниципального управления на территории муниципального образования, расходная часть муниципального бюджета призвана удовлетворять потребности населения муниципального образования. Бюджетная политика муниципального образования направлена на решение следующих задач:
- во-первых, обеспечение условий для устойчивого развития муниципального образования в социально-экономическом плане;
- во-вторых, обеспечение роста эффективности расходов муниципального бюджета;
- в-третьих, рост налогового потенциала муниципального образования;
- в-четвертых, поиск возможностей обеспечения дополнительных поступлений в муниципальный бюджет за счет эффективного использования муниципального имущества.
Особенности анализа доходов и расходов муниципального бюджета
Аналитическая работа, осуществляемая в отношении доходов и расходов муниципального бюджета, направлена на формирование представления о процессе образования муниципального бюджета, выявление закономерностей возникновения проблем исполнения муниципального бюджета, поиска путей предотвращения этих проблем.
Основу формирования доходной части муниципального бюджета составляют доходы налогового и неналогового характера, а также безвозмездные поступления.
Для последних лет стала характерна тенденция сокращения доходов муниципальных бюджетов. Доля муниципальных бюджетов в консолидированном бюджете государства подлежит снижению. Это является результатом действий органов государственного управления федерального и регионального уровня. Межбюджетные отношения призваны выступать средством обеспечения контроля глав регионов над муниципальными образованиями в политическом плане.
Анализ практики формирования доходов муниципальных бюджетов показывает следующие тенденции:
- во-первых, сокращение нормативов отчислений в муниципальный бюджет в пользу региональных и федерального бюджетов;
- во-вторых, занижение муниципальных расходов со стороны региональных и федеральных властей;
- в-третьих, снижение уровня финансовой обеспеченности муниципальных образований;
- в-четвертых, низкий уровень собственных доходов муниципальных бюджетов, обусловленный низкими нормативами отчислений в бюджет муниципального образования со стороны хозяйствующих субъектов в виде налога на прибыль;
- в-пятых, высокая зависимость бюджетов муниципальных образований от дотаций региональных и федеральных властей.
Структура доходов муниципальных бюджетов все больше склоняется к преобладанию доли безвозмездных поступлений из федерального и региональных бюджетов. Удельный вес налоговых доходов в структуре доходов муниципальных бюджетов демонстрирует четкую тенденцию к снижению. Кроме того, большинство муниципальных бюджетов характеризуется крайне низкой долей доходов от использования муниципального имущества, обусловленной низкой эффективностью управления муниципальной собственностью, изношенностью муниципального имущества, не востребованностью муниципальной собственности со стороны хозяйствующих субъектов.
Анализ расходов муниципального бюджета показывает следующие тенденции:
- во-первых, активное занижение величины расходов муниципальных образований, направленное на уменьшение доходной части муниципальных бюджетов;
- во-вторых, финансирование расходов муниципальных бюджетов по остаточному принципу с целью недопущения дефицитности бюджетов с формальной точки зрения;
- в-третьих, увеличение количества статей расходов муниципальных бюджетов при сокращении возможности их финансирования и так далее.
Анализ практики исполнения муниципальных бюджетов показывает, что муниципальные власти стремятся к сокращению фактически произведенных расходов из муниципального бюджета даже по сравнению с запланированными показателями. Это позволяет муниципальным властям следовать тенденциям сокращения муниципальных бюджетов, информировать власти о профицитности по результатам их исполнения за предыдущие годы.
Анализ доходов и расходов муниципальных бюджетов свидетельствует о переходе к дотационному состоянию даже бюджетов тех муниципальных образований, которые раньше отличались стабильностью и сбалансированностью.
Государственные власти все больше стремятся к перераспределению возможностей финансового контроля и муниципальной власти в свою пользу, однако одновременно они расширяют полномочия муниципальных властей по решению вопросов, имеющих значимость для местного сообщества.
По результатам анализа доходов и расходов муниципальных бюджетов можно предложить следующие рекомендации их совершенствования:
- оптимизация разделения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы государства;
- объединение налоговых доходов в разрезе одинаковых оснований;
- упорядочивание местных налогов.