Госзакупки – это форма государственных расходов, которая заключается в приобретении за бюджетные средства товаров, работ, услуг в целях удовлетворения государственных нужд.
Общее представление о контрактной системе госзакупок
В Российской Федерации в настоящее время функционирует контрактная система в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг. Ее предназначение заключается в обеспечении государственных нужд. Речь идет про необходимость для государства:
- построить дороги и поддерживать их в рабочем состоянии;
- убирать улицы (прежде всего, от снега и листьев);
- оплачивать оказание государственным учреждениям коммунальных услуг;
- снабжать государственные учреждения материальными ресурсами (канцелярскими товарами, мебелью, техникой и т.д.);
- закупать продукты питания для социальной сферы (образование, здравоохранение);
- заказывать ремонт внутренних помещений и фасада зданий и т.д.
Таким образом, практически все экономические действия государственных органов в качестве покупателей продукции институализированы через контрактную систему. Она предполагает, что государственные органы объявляют о проведении конкурсных процедур (конкурса, аукциона и др.) для того, чтобы на них заявились представители частного сектора. По их результатам будет определен исполнитель требуемых государству работ (о поставке товаров, об оказании услуг, о выполнении иных работ) – скорее всего тот, кто будет готов сделать это за меньшую цену.
Контрактная система в ее нынешнем виде существует с 2013 года, когда был принят соответствующий федеральный закон № 44-ФЗ.
Содержание актуальных проблем на рынке госзакупок в России
По итогам последнего года объем рынка государственных закупок в России составил 11,97 трлн рублей, что составляет 11,2% от ВВП. Столь большой объем и значение этого рынка как одной из ключевых составляющих совокупного спроса, от величины которого зависит макроэкономическое равновесие в стране, обуславливает высокую степень его важности.
Национальная экономика нуждается в эффективно действующем рынке государственных закупок. Однако достижению наибольшей эффективности препятствует действие ряда до сих пор присутствующих в контрактной системе проблем. Ключевые проблемы заключаются в следующем:
- государственные заказчики склонны к установлению в документации о торгах «ловушек» для формального отклонения участников;
- при исполнении контракта у предпринимателей отсутствуют возможности по защите своих прав;
- на торгах распространена практика по заключению сговора;
- государственные закупки проводятся по «цикличной» схеме.
Как показывает практика, государственные заказчики склонны к тому, чтобы в документации о торгах устанавливать «ловушки» для формального отклонения участников. Прежде всего, это касается значений в отношении наименования стран происхождения товара, конкретных качественных показателей товара, указания на товарный знак (при наличии).
В связи с этим предлагается ограничить количество характеристик продукции, которые могут быть установлены заказчиками. Благодаря этому не только порядок оформления заявок станет проще, но и на рынке госзакупок будет в большей степени формироваться конкурентная среда.
Предприниматели, которые исполняют государственный контракт, в большинстве своем лишены возможностей, чтобы защитить свои права. Например, они не могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, а заказчики, наоборот, могут. Причем исполнитель затем включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что автоматически лишает его права принимать участие в государственных закупках в течение двух ближайших лет.
В данной ситуации экспертами предлагается закрыть перечень оснований, по которым заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть государственный контракт. Кроме того, исполнителю необходимо предоставить право на обжалование подобного решения заказчика.
Сговор на торгах может иметь место в силу того, что между окончанием подачи заявок и началом проведения аукциона или конкурса есть определенный промежуток времени. Как правило, он составляет один рабочий день. По мнению экспертов и представителей антимонопольной службы, это дает возможность участникам закупки вступить в сговор (как между собой, так и с организаторами).
Свести указанный промежуток до нуля не представляется возможным в виду необходимости выполнения ряда технических и бюрократических процедур. Но уменьшить его хотя бы до двух часов вполне реально.
Проблема того, что государственные закупки проводятся по «цикличной» схеме, заключается в необходимости дважды провести торги, если в первый раз не поступят заявки, которые бы удовлетворяли требованиям. Если это повторится во второй раз, то оба раза торги будут признаны несостоявшимися.
Только тогда у заказчика появится возможность заключить контракт с единственным поставщиком (это нужно будет согласовать с антимонопольной службой). Видится, что повторное проведение торгов является избыточным – оно фактически только занимает время.
Наличие подобных проблем приводит к тому, что рынок госзакупок в России характеризуется следующими признаками:
- в последние 7 лет не происходит значимых изменений в показателях конкуренции и экономии;
- три четверти закупок объявляются несостоявшимися или проводятся с единственным поставщиком;
- относительная экономия составляет около 4%;
- количество нарушений за последние 7 лет выросло в 4 раза;
- последние годы снижается количество поставщиков, которые принимают участие в закупках;
- регуляторы в основном занимаются совершенствованием процедур проведения закупок, а не повышением их результативности.
Таким образом, решение проблем на рынке госзакупок является сейчас одной из актуальных экономических задач России.