Акционерная собственность муниципальных образований – это вложение части муниципального имущества в уставные капиталы акционерных обществ с целью получения доходов муниципальных образований и участия в управлении этими обществами.
Муниципальная собственность: ее понятие, функции и структура
Муниципальная собственность представляет собой элемент финансово-экономической основы функционирования местного самоуправления и выступает в качестве главного рычага, обеспечивающего реализацию местной политики социально-экономического назначения. Муниципальная собственность формирует основу для самостоятельности и независимости муниципального управления, выступает инструментом поддержки населения и социальной защиты населения территории муниципального образования.
Российская Конституция в статье 130 отделяет муниципальную собственность от государственной, признавая ее самостоятельность. Согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальная собственность признана и защищается государством наравне с другими формами собственности.
В состав муниципальной собственности могут входить:
- во-первых, имущественные объекты, которые предназначены для решения предусмотренных законодательством вопросов местного уровня;
- во-вторых, имущественные объекты, которые предназначены для реализации определенных государственных полномочий, делегированных органам муниципального управления, а также объекты имущества, которые предназначены для осуществления определенных полномочий органов муниципального управления;
- в-третьих, объекты имущества, которые предназначены для обеспечения деятельности органов муниципального управления и должностных лиц муниципального управления, муниципальные служащие, сотрудников муниципальных учреждений предприятий в соответствии с муниципальными нормативно-правовыми актами;
- в-четвертых, объекты имущества, которые необходимы для решения вопросов, отнесенных в соответствии с законодательством в состав полномочий органов муниципального управления, но не включенных в состав вопросов местного значения.
Функциональное назначение муниципальной собственности можно выразить следующим образом - муниципальная собственность:
- во-первых, формирует основу экономической и самостоятельности муниципального управления;
- во-вторых, выступает средством обеспечения управляемости муниципальным хозяйством на определенной территории как единым комплексом.
Муниципальная собственность дает возможность местному самоуправлению реализовать исключительное право монопольного производства отдельных товаров и услуг, которые необходимы именно на данной территории. За счет этого муниципальной власти получает возможность обеспечивать население товарами или услугами по более низким ценам по сравнению с частными предприятиями, при необходимости на бесплатной основе.
Появление акционерной собственности муниципальных образований
В конце 1990 года государственная власть в Российской Федерации решила отказаться от монополии на собственность, введя институты частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений и организаций. Государство провозгласило отказ от каких-либо преимуществ или ограничений у разных видов собственности.
Принятая 1993 году Конституция провозгласила признание и равную защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Результатом принятия поддерживающих нормативно-правовых актов стала приватизация, которая обеспечила переход государственной собственности в ее иные формы, в том числе и в муниципальную.
В 1991 году было принято постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации». Этот документ обеспечил, по своей сути, формирование муниципальной собственности. Благодаря этому документу обеспечивалась передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность городов и районов.
Акционерная форма существования муниципальной собственности
К число наиболее прогрессивных организационно-правовых форм в РФ традиционно относилось акционерное общество, представляющее собой коммерческую организацию, уставный капитал которой поделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательные права участников этого общества по отношению к нему. В качестве акционеров выступали юридические и физические лица, Российской Федерации, ее регионы, муниципальное образование. При этом надо отметить, что муниципальные образования не часто реализуют право на участие в уставных капиталах акционерных обществ по причине минимального количества объектов муниципальной имущества, которые можно внести в уставный капитал такого общества. Также акционерное общество считается сложным в управлении.
На практике участие муниципальных образований в акционерных обществах крайне минимально. Среди примеров можно привести такие Акционерные Общества как «Екатеринбургский муниципальный банк», «Муниципальный коммерческий банк «Дом-банк».
В определенном смысле необходимо отметить отрицательное влияние приватизации на использование муниципальными органами власти такой рыночно ориентированной организационно-правовой формы как акционерные общества. Также пропагандируется отрицательный подход к акционерным обществам с муниципальным участием, обусловлены пониманием такого участия как вмешательство в процессы рыночной экономики.
В условиях современного государственного и муниципального сектора экономики активно реализуется обратный процесс, направленный на акционирование унитарных предприятий, что способствует разгосударствлению экономики. Преобразование унитарных предприятий в акционерные общества способствует повышению конкурентоспособности, привлечению дополнительных средств, более активному их участию в рыночной экономике.