Администрация в системе местного самоуправления – это исполнительно-распорядительный орган муниципалитета, который в соответствии с положениями Конституции, специального федерального законодательства о принципах организации местного самоуправления в стране, регионального законодательства и устава муниципалитета реализует полномочия по решению вопросов местного значения и государственные полномочия, переданные для исполнения на основании федерального или регионального закона системе местного самоуправления.
Понятие администрации как органа власти местного самоуправления
Местное самоуправление в соответствии с зарубежной и отечественной практикой входит в число важнейших демократических институтов, которые обеспечивают решение вопросов, имеющих значение для местного сообщества, самостоятельно местным сообществом.
Действующая российская Конституция гарантирует право на местное самоуправление, определяя обособленность и самостоятельность указанного уровня публичного управления. Так, в соответствии с положениями Конституции система местного самоуправления не входит в систему государственной власти, однако система местного самоуправления входит в единую систему публичного управления государством. Таким образом, система местного самоуправления решает вопросы местного значения не изолированно, а в соответствии с общегосударственными и региональными задачами развития для совместного с иными органами публичного управления обеспечения прав личности и устойчивого развития государства.
Специальный федеральный закон об общих принципах организации власти в муниципальных образованиях фактически определил направление реформирования системы местного самоуправления в 2003 г. В качестве обязательных элементов структуры системы местного самоуправления закон называет:
- исполнительно-распорядительный орган власти, то есть местную администрацию;
- представительный органы местной власти;
- главу муниципалитета.
Специальным федеральным законодательством об основных принципах организации местного самоуправления в стране администрация в системе местного самоуправления характеризуется как исполнительно-распорядительный орган муниципалитета, который уставом наделяется полномочиями по решению местных вопросов и полномочиями для реализации переданных на основании федерального или регионального закона государственных полномочий.
Теорией муниципального права разработаны разные подходы к определению категории администрации как органа власти местного самоуправления, в том числе, местная администрация характеризуется как самостоятельный, обязательно учреждаемый орган муниципалитета, который возглавляется главой местной администрации и наделяется уставом муниципалитета:
- полномочиями по решению местных вопросов;
- полномочиями для реализации отдельных полномочий государства, переданных на основании федерального или регионального закона.
Администрация местного самоуправления организует исполнение решений муниципального представительного органа и реализует исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципалитета для обеспечения интересов местного населения с учетом исторических и других местных традиций.
Местная администрация представляет собой систему взаимоотношений должностных лиц и муниципальных служащих для реализации законодательства и актов местного нормотворчества по вопросам местного значения и др.
Признаки администрации как органа власти местного самоуправления
Анализ действующего специального федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления позволяет в качестве ключевых характеристик администрации как органа власти местного самоуправления выделить следующие:
- администрация муниципалитета – это постоянно функционирующий орган местного самоуправления, который формируется невыборным образом;
- администрация муниципалитета реализует исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципалитета;
- администрация муниципалитета наделена функциями по планированию, утверждению и реализации бюджета, по бюджетному учету, по управлению муниципальной собственностью и иным вопросам местного значения;
- администрация муниципалитета осуществляет собственные полномочия по решению местных вопросов, а также наделяется на основании федерального или регионального закона полномочиями по реализации переданных полномочий государства на территории муниципалитета;
- местная администрация возглавляется либо главой муниципалитета, либо лицом, которое назначается на должность главы местной администрации на основе контракта по итогам конкурса на срок, который предусматривается уставом;
- администрация муниципалитета обладает правосубъектностью юридического лица и др.
Полномочия администрации как органа власти местного самоуправления
К числу основных полномочий администрации как органа власти местного самоуправления относятся следующие полномочия:
- разработка и осуществление основных направлений муниципальной бюджетной и налоговой политики;
- разработка проекта бюджета муниципалитета, непосредственное исполнение бюджета и подготовка отчета относительно его исполнения;
- реализация правомочий собственника в отношении имущества, находящегося в собственности муниципалитета;
- реализация полномочий по созданию, реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений и муниципальных предприятий;
- установление тарифов на услуги и работы, которые осуществляют муниципальные учреждения и предприятия;
- определение условий и размера заработной платы работников учреждений муниципалитета;
- создание печатного средства массовой информации для опубликования актов местного нормотворчества или других официальных сведений;
- формирование среды для развития малого и среднего бизнеса, расширение сельскохозяйственного производства и др.