Особенности обеспечения безопасности в гостинице
Система контроля доступа в помещения отеля или гостиницы предназначена для обеспечения безопасности гостей и персонала средства размещения. Она должна работать без ущерба комфорту. По этой причине гостиничные системы безопасности не похожи на «обычные» (например, те, которые используются в офисах либо на предприятиях).
Система контроля доступа в отеле состоит из большого количества компонентов. Сюда входит:
- специалисты службы охраны;
- замки в номерах;
- замки в помещениях;
- запоры сейфов, которыми могут пользоваться гости;
- особенности систем наружного и внутреннего видеонаблюдения;
- система контроля доступа;
- контроль парковочных систем;
- система пожарной и охранной сигнализации;
- система контроля и управления средствами жизнеобеспечения.
Персонал гостиницы должен заботиться о том, чтобы у гостей не появлялся дискомфорт от ощущения постоянного контроля. По этой причине систему доступа в номерной фонд необходимо выстраивать в соответствии с принципом автономности. Это происходит в том случае, когда все двери в номера не являются элементами общей централизованной сети.
Контроль состояния номеров должен применяться крайне редко. Для реализации важных сервисных функций (например, уборка номера, вызов работника и др.) нужно использовать сервисные системы гостиничных номеров. Это позволит постояльцам информировать обслуживающий персонал в необходимых случаях.
Классификация систем замков в гостиницах
Система контроля доступа в помещения гостиницы представлена различными типами гостиничных замков. Как правило, их классифицируют на следующие типы:
- механический замок, открывающийся обычным ключом;
- механический замок с мастер-системой ключевых цилиндров;
- механический замок, оборудованный ключами-перфокартами;
- кодовый механический (электромеханический) замок;
- электронный замок, который использует в качестве ключей магнитные, смарт (smart) или проксимити (proximity) карты;
- специальные ключи Touch Memory и инфракрасные перфорированные ключи,
- штрих-кодовые карточки.
Замки с мастер-системой, должны быть связаны с ключами нескольких уровней. Так, если что-то происходит с ключом первого уровня, то есть возможность вставить в замок ключ второго уровня. В этом случае он автоматически становится ключом данного замка. При этом старый ключ первого уровня уже не сможет открыть эту дверь.
Замок с ключами-перфокартами имеет собственный уникальный ключ от номера (половина перфокарты). Это характерно для времени проживания гостя. В задней панели замка располагается кодовая часть карточки. Замки, оборудованные перфокартами, должны обязательно иметь цилиндр. Он открывается механическим ключом. Все цилиндры подобных конструкций объединяются в одну систему. Персонал гостиницы открывает дверь номера с помощью механического ключа, к которому гость не имеет доступа. Это существенно снижает риск подделки ключей.
Для кодового замка предусмотрена клавиатура, которая, как правило, содержит 10 цифр и 2-3 вспомогательные кнопки. Механические кодовые замки реагируют на один код, а электронные — на несколько кодов. В гостевых номерах такая система не используется, ее применяют с целью ограничения доступа в соответствующие вспомогательные и служебные помещения.
Система электронных замков включает электронный считыватель (управляет различными электромеханическими устройствами); ключи-карты; оборудование (управляет замками и считывателями, включая контроллер или персональный компьютер); программное обеспечение.
Электронные замки способны привнести уверенность и спокойствие в жизнь гостиницы. Они помогают обеспечить комфорт и безопасность гостям, персоналу и руководству.
Использование карт для доступа в помещения гостиницы
Смарт-карты представляют собой новый тип карт. Сегодня они становятся все более популярными и используются в качестве ключей к электронным гостиничным замкам. На карты есть возможность записать на порядок больше сведений, чем на магнитные носители. Главным их достоинством считается принципиально более высокая степень безопасности.
Считается, что микропроцессорную смарт-карту очень сложно подделать или раскодировать. Основной минус этих карт заключается в том, что их стоимость на порядок дороже. Помимо этого, для контактов считывателей необходим тщательный уход. При загрязнении карты могут перестать читаться.
Сегодня для отелей разработаны и уже производятся новые модели замков. Они позволяют параллельно использовать магнитные карты и смарт-карты. Здесь магнитные карточки выступают в качестве гостевых ключей, а смарт-карты можно использовать работникам отеля или VIP-гостям.
Проксимити-карты представляют собой тип карт, которые по своей сущности аналогичны смарт-картам. Для открытия замка карту просто нужно поднести к считывателю (на расстоянии 5-20 см.).
В небольших средствах размещения (от 10 до 50 номеров) часто используются системы управления замками со специальными командными картами. Помимо этого, в системах предусмотрена возможность приобрести дополнительное оборудование, которое позволяет считывать более ста событий из памяти замка. Системы отслеживают состояние замка в режиме реального времени. В таком случае все устройства получают связь с центральным компьютером (сервер). На него поступают данные о состоянии замка на настоящий момент.
В качестве дополнительной возможности систем гостиничных замков выступает ввод системы безналичных расчетов на всей гостиничной территории. Для этого требуется интерфейс, расположенный между системой управления замками и автоматизированной системой управления. Для всех точек продаж оборудуются специальные считыватели карточек, при этом человек при заезде в отель помещает на карточку необходимую сумму.