На данный момент информационные технологии способны оказывать существенное влияние на процесс развития организации сферы сервиса и туризма. В качестве ведущей отрасли сферы обслуживания выступает гостиничный сервис. Современное состояние рынка гостиничных услуг можно охарактеризовать высоким показателем конкуренции, большим количеством видов основных и дополнительных услуг, а также высоким уровнем обслуживания.
С позиции управления и организации гостиничные комплексы – это сложные системы, состоящие из разных связанных между собой услуг, которые могут быть объединены с автоматизированными системами управления, из-за чего автоматизация процесса бронирования обладает важным значением для любой гостиницы, независимо от количества номеров в ней, а также ее местоположения и категории.
Особенности работы систем бронирования
Отдел бронирования существует в виде самостоятельной структурной управленческой единицы. На сегодняшний день тенденция такова, что отдел находится в подчинении непосредственно руководству управления доходами гостиницы. Это подчеркивает важность работы отдела в разработанной организационной структуре гостиничного предприятия. Подобное тесное сотрудничество принято связывать с желанием увеличивать эффективность продаж мест и оптимизации доходов.
Объяснить процесс развития системы резервирования можно за счет внутренних факторов развития сферы гостеприимства, вкупе с юридическими и политическими факторами, а также безопасностью туристических поездок, финансовой, культурной, юридической и инфраструктурной, а также коммуникационной деятельностью. Указанные факторы тесно связаны с функционированием индустрии гостеприимства.
Особенности рынка систем бронирования в индустрии гостеприимства
В переводе с английского языка термин «онлайн» - это работа в режиме реального времени «в режиме онлайн».
Сущность данной технологии онлайн-бронирования состоит в том, чтобы мгновенно отобразить реальную информацию касательно наличия мест по текущим тарифам с возможностью немедленно забронировать место. На практике обычно две ключевых функции онлайновых систем представлены по-отдельности. Они ограничены за счет уровней доступа к разным типам клиентов.
Возможность мгновенно просматривать доступность мест должна иметься у всех пользователей сети. Что касается мгновенного бронирования, то его имеет смысл предоставлять только после того, как удастся получить финансовые гарантии оплаты.
У каждой системы онлайн-бронирования, включая GDS и любые их производные, имеется ряд функций. Они включают в себя:
- получение мгновенного доступа к информации касательно доступности;
- создание информационной базы данных услуг, что предлагаются для продажи;
- осуществление мгновенного бронирования;
- управление заказами и документооборотом.
На практике существуют следующие способы бронирования отелей:
- Применение систем GDS.
- Использование систем туроператоров.
Системы GDS объединяют различные гостиницы, количество номеров в которых может составлять свыше 60 тысяч человек. От самих отелей требуется предоставление информации касательно их деятельности, цен, а также доступности посредством back-офисов, которые устанавливаются в гостиницах, либо доступом к системе через Интернет. Таким образом, гостиницы могут стать доступными для любого из пользователей сети, что может увеличить объем продаж.
В процессе бронирования услуги заказ отправляется поставщику услуг. Цены в системах GDS мало отличаются от цены со стойки в отеле.
Системы туроператоров – это внутренняя база туроператора, в которой хранятся сведения о наличии выкупленных мест. За счет прямых контрактов с отелями, а также постоянного оборота и приобретения блоков мест, гостиницы способны платить туроператорам комиссию, которая может составлять 70 % от цены на стойке.
Системы бронирования туроператоров представляют собой внутренние базы данных, которые размещены в сети. В силу того, что у туроператора имеется конкретное число выкупленных мест при бронировании номера в системе туроператора пользователь закажет одно из этих мест.
У систем GDS есть ряд преимуществ:
- реальные цены и наличие мест,
- большое число гостиниц,
- онлайн-бронирование.
Недостатками можно назвать:
- проведение оплаты посредством кредитных карт,
- цены Rack,
- отсутствие визовой поддержки,
- проведение выплат комиссионных после того, как клиент будет вселен,
- отсутствие поддержки туриста на месте.
У систем туроператоров также есть свои плюсы:
- наличие визовой поддержки по своим направлениям,
- любой тип оплаты,
- выкупленные блоки мест, что может стать гарантией наличия мест,
- наличие информации по отелям,
- наличие качественных фотографий,
- наличие подробных комментариев,
- установление низких цен за оборот туроператора,
- наличие у многих туроператоров налаженных контактов с определенными фирмами по своим направлениям или наличие собственных офисов, способных оказать помощь клиенту при возникновении необходимости,
- возможность моментального получения комиссии.
К минусам относятся:
- присутствие не всех направлений,
- установка ограничений по отелям.
«Galileo International» – это сеть, которая дает туристическим агентствам, менеджерам по путешествиям и интернет-пользователям по всему миру возможность бронирования авиабилетов, отелей, автомобилей, круизов, а также билетов на поезд, столов в ресторане, туристических услуг, предоставляемых крупными туроператорами через доступ к системам, расписание, место доступность, тариф и иную информацию. Сеть «Galileo» объединяет около 45 тысяч агентских офисов в 116 странах мира, а также 175 тысячам подключенных к системе рабочих терминалов.
Международный холдинг «Travelport» объединил в себе две GDS из «большой четверки», а именно:
- «Gulliver Travel Associates» (GTA).
- «Worldspan».
- «Galileo».
- Онлайн-систему бронирования «Orbitz».
«Travelport» по показателю «market share» занимает первую-вторую позиции в разных государствах. Через «Travelport GDS» можно забронировать билеты 450 авиакомпаний, включая 20 бюджетных, номера в 90 тысячах отелей, билеты 13 ведущих железнодорожных компаний.