Гостиничный бизнес – это одна из самых перспективных и быстро развивающихся отраслей, что способны приносить многомиллионную прибыль. При этом индустрия гостеприимства является одной из подотраслей туристического бизнеса. Для российского рынка она несет в себе огромный потенциал. Ежегодно увеличивается число отелей и гостиниц, как в Российской Федерации, так и в мире. Поэтому индустрия гостеприимства является мощнейшей системой регионального хозяйства, а также важной составляющей экономики туризма.
На сегодняшний день из-за большой конкуренции в данной сфере сами гостиницы все чаще стали заниматься поиском клиентов, а не клиенты поиском подходящего номера для себя. Подобное бурное развитие сферы туризма и услуг в России за последние десять лет способствовали формированию системы продвижения гостиничных услуг, в частности созданию рекламного рынка. В современных условиях предприятия гостиничного сервиса должны по максимуму качественно удовлетворять потребности населения в услугах и получать при этом прибыль. Этого можно достичь при реализации правильной маркетинговой, рекламной и PR-политик, которые реализует гостиница.
Понятие и сущность гостиничного продукта
Гостиничный продукт представляет собой комплекс технических, человеческих, материальных, временных, информационных и иных факторов деятельности гостиницы по предоставлению клиентам благ, обладающих рядом потребительских свойств и способных удовлетворять потребности проживающих.
Гостиничный продукт – это комплекс услуг, которые предоставляются гостиницей или аналогичным средством размещения, а также качественно новое образование, которое отличается от составляющих продукт услуг.
Гостиничные продукты предлагаются к продаже на рынке по единой цене, на срок от 1 ночи. Сюда включены:
- Физические объекты.
- Места.
- Услуги.
- Идеи.
В составе гостиничного продукта принято выделять:
- «Твердый» продукт.
- «Мягкий» продукт.
Этот фактор будет зависеть от материальной составляющей ресурсов, которые вовлечены в процесс обслуживания (рис.1).
Рисунок 1. «Мягкий» и «твердый» гостиничные продукты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В виде основных составляющих твердого продукта выступают здание гостиницы и структура его площадей.
Особенности презентации гостиничных продуктов
Презентация гостиничных продуктов на рынке – это осуществление со стороны гостиницы необходимых коммуникационных связей с потенциальными клиентами для привлечения их внимания к предлагаемым продуктам и услугам и стимулирование к тому, чтобы воспользоваться предложением.
Общая стратегия презентации гостиничного продукта осуществляется посредством применения следующих видов коммуникационных связей:
- Реклама в средствах массовой информации. Для этого задействуются: наружная реклама, пресса, реклама на транспорте, реклама в сети и пр. Так как рынок гостиничных продуктов и услуг сильно территориально разбросан и фрагментарен, то при ограниченных финансовых возможностях охватить все сегменты потенциального российского (а иногда и зарубежного) рынка невозможно. По этой причине выбор СМИ должен быть особо тщательным. Целесообразно сконцентрировать усилия гостиницы на самых перспективных направлениях и рыночных сегментах.
- Прямой маркетинг. Он является адресно направленным на юридические и физические лица.
Особенности прямого маркетинга гостиничных продуктов
Средства прямого маркетинга включают в себя следующие инструменты:
- прямые контакты с представителями компаний, которые могут в дальнейшем выступить в роли потенциальных клиентов;
- прямую почтовую рассылку, чаще, по e-mail;
- устную информацию со стороны служащих отеля;
- презентации гостиничных продуктов на городских мероприятиях, конференциях и пр.;
- раздача приглашений на мероприятия, проводимые гостиницей.
Особенности стимулирования продаж гостиничных продуктов
Еще одним важным инструментом презентации является стимулирование продаж. Речь идет о краткосрочных мерах, связанных с поощрением приобретения гостиничных продуктов и услуг. Сюда включается полный набор средств для того, чтобы получить положительную обратную реакцию со стороны покупателя. При этом конечная цель стимулирования будет заключаться в создании долговременного и устойчивого спроса на услуги конкретного гостиничного предприятия.
К основным средствам стимулирования продаж принято относить:
- Применение образцов. Например, открытых прилавков или витрине с изделиями ресторана при отеле.
- Работу с постоянными клиентами. Осуществляется посредством информационной рассылки о гостиничных продуктах, поздравлений с праздниками и т.д.
- Подарки и комплименты от гостиницы. Например, бокал вина, сувениры, рекламные альбомы и пр.
- Купоны на получение конкретной гостиничной услуги на бесплатной основе. Например, пользование бассейном, фитнес-залом и пр.
- Скидки и бонусы за регулярное использование гостиничных услуг.
- Проведение конкурсов и лотерей.
Все указанные меры должны приводить к следующим результатам:
- Улучшение имиджа и повышение уровня известности гостиницы, как минимум на региональном, и, как максимум, на государственном уровне. В идеале также будет охватить и иностранный сегмент потребителей.
- Информирование целевой аудитории о качестве и преимуществах предлагаемых гостиничных продуктах.
- Стимулирование роста продаж гостиничных услуг и продуктов.
- Информирование целевой аудитории, включая иностранных гостей о доступности предложенных продуктов и услуг. Обязательно потребуется донести информацию о ценах, каналах, а также условиях предварительного бронирования.
Следуетт отметить, что презентация и продвижение гостиничного продукта не должны осуществляться лишь каким-то одним способом. Целесообразно задействовать целый комплекс мер, направленных на достижение положительного результата.