Конкурентоспособность — это способность соответствующего объекта или субъекта превзойти конкурента в заданных условиях. Иными словами, этот показатель может определяться в качестве свойства, которое указывает на способность выдерживать конкуренцию с себе подобными (возможность осуществлять конкурентные действия и др.).
Особенности услуг гостиницы
Гостиничное обслуживание играет решающее значение в пакете услуг, которые оказываются туристам во время поездки. В основе любых туристических программ лежит процесс предоставления временного проживания (размещение). Отель (гостиница) — это предприятие гостиничного хозяйства (коммерческая компания), которая производит и представляет на рынке продукт.
Продукт включает комплекс услуг (услуги размещения, питания и др.). Принято рассматривать 3 уровня услуг:
- отдельные услуги (группы);
- продукт «отель» в качестве совокупности услуг;
- продукт «отель» в качестве совокупности основных и дополнительных услуг.
При рассмотрении конкурентоспособности гостиничного предприятия необходимо обратить внимание на характерные особенности этой отрасли. Как и любые другие услуги гостиничный продукт отличается нематериальным характером. Он подвергается оценке лишь в ходе потребления. Услуга представляет собой некоторое обещание, которое предполагает высокий уровень доверия со стороны потребителя к исполнителю.
Для гостиничных услуг отсутствует возможность запасать их впрок, складировать, хранить. Гостиничный продукт рассчитывается на удовлетворение реальных потребностей, которые имеются в данный момент (сиюминутный спрос). В случае, когда услуга не оказывается вовремя и качественно, происходит потеря потенциального дохода гостиничного предприятия. Как правило, его невозможно восполнить.
Качество услуг отличается изменчивостью, поскольку оно зависит от человека. Такое качество, как изменчивость качества становится причиной недовольства клиентов. В дополнение к этому спрос на услуги отелей и гостиниц подвержен сезонным колебаниям. Чаще всего он растет летом в связи с основной массой отпусков, а также в периоды школьных каникул.
Факторы конкурентоспособности гостиниц
Объем продаж услуг гостиниц зависит от различных факторов, которые влияют на конкурентоспособность. В первую очередь, следует обратить внимание на месторасположение средства размещения. Конкурентоспособными предприятиями считаются те, которые имеют удобный доступ, близкое расстояние до аэропорта или вокзала. Плюсом будет наличие поблизости достопримечательностей, пунктов питания, объектов искусства и прочих факторов, которые зависят от цели поездки.
Среди факторов конкурентоспособности также отмечается:
- удобство обслуживания (разные номера по типам, размерам, стоимости);
- уровень сервиса (наличие широкого ассортимента услуг, разнообразие удобств, включая их стиль и качество);
- имидж отеля (внешний и внутренний дизайн, уровень обслуживания, атмосфера) и др.
Гостиничные услуги являются специфическим продуктом гостиничного хозяйства. Его покупка происходит с помощью обменных сделок и без предоставления прав владения. Здесь можно говорить только о доступе и использовании соответствующей услугой в определенное время и в некотором месте.
При оценке конкурентоспособности необходимо отметить, что гостиничный комплекс состоит из пакета основных, дополнительных и сопутствующих услуг. Цель всех услуг направлена на удовлетворение требований клиентов по разным критериям (например, месторасположение, уровень обслуживания, вместимость, специализация и др.).
Процесс развития отельных и гостиничных услуг должен включать в себя процесс рыночного исследования гостиничных услуг, постоянное внимание на рост качества обслуживания (например, путем обучения работников).
Если рассматривать предприятия малого бизнеса, то их конкурентоспособность представляет собой способность с высокой скоростью реагировать на изменения в окружающей среде. Конкурентоспособное предприятие имеет возможности для адаптации благодаря изменению цены продукта, обновлению ассортимента, поиску новых поставщиков с более выгодными условиями.
Немаловажный фактор конкурентоспособности в гостиничном бизнесе представлен возможностью индивидуального подхода к каждому постояльцу. Параметры любой услуги легко адаптируются под желания клиента. Конкурентоспособность гостиниц может состоять в профессионализме и высокой квалификации персонала. Следствием этого является то, что предприятия показывают высокой качество сервиса.
В качестве отличных примеров гостиничных хозяйств в малом бизнесе выступают мини-отели, хостелы, апарт-отели. Именно на такие средства размещения сегодня растет спрос среди путешественников, поскольку они предоставляют качественные основные и дополнительные услуги по более низкой стоимости.
Конкурентоспособность в гостиничном деле считается многоаспектным феноменом. Она предполагает наличие соразмерности услуг условиям рынка, определенным требованиям постояльцев. Это должно происходить не только в области качественных, эстетических, эргономических, экономических и технических характеристик, но и в сфере коммерческих условий реализации (например, сроки поставки, цены, каналы сбыта, сервис, рекламные акции).
Очевидно, что без развития любая система начнет погибать. Это также можно отнести и к предприятиям гостиничного хозяйства. Отели, система которых не совершенствуется, рано или поздно становятся несостоятельными. Они теряют возможность функционировать как хозяйственные единицы, поскольку не обладают ресурсами, нужными для корректного осуществления работы.
Любой анализ работы гостиничного предприятия показывает, что на определенной стадии своего развития оно не соответствует требованиям действительности. Тем не менее, руководство было удовлетворено этим состоянием, которое позволяло получать неплохой финансовый результат. Сегодня рынок сформирован и активно работает. Его разбили на сегменты, в пределах каждого из которых идет жесткая конкуренция. Для сохранения необходимого уровня конкурентоспособности гостиницам нужно развиваться непрерывно.