Конкуренция в гостиничном бизнесе заключается в возможности и способности предприятий по предоставлению услуг выдерживать соперничество с аналогичными компаниями с сохранением среднерыночной цены на свои услуги.
Подходы к определению понятия «конкурентоспособность»
В науке отсутствует единое мнение в отношении проблем обеспечения конкурентоспособности предприятий гостиничной отрасли. В числе основных параметров, по которым целесообразно проводить оценку конкурентоспособности выделяют характеристики продукции, эффективность и результат.
В первую очередь конкурентной является та организация, которая предлагает потребителю гостиничный продукт, обладающий более привлекательными характеристиками, чем у конкурентов. Вторым важным показателем является эффективность деятельности отеля. Этот критерий определяется в качестве соотношения между полученным рыночным результатом и произведенными затратами.
Рыночный результат — это показатель конкурентоспособности отеля, который дает ему возможность достаточно успешно развиваться в перспективе. Благодаря хорошему результату работа отеля удовлетворяет потребности как собственников, так и наемных работников.
Если учитывать фактическое состояние дел в гостиничном бизнесе в РФ, то конкурентоспособность оценивается по нескольким качественным критериям:
- инвестиционная составляющая инноваций;
- IT-оптимизация организации гостиничного бизнеса;
- уникальность обслуживания, предложений и территориального расположения;
- эффективность реализации услуг гостиницы, сервиса и процесса бронирования;
- степень открытости для организации деловых и личных встреч;
- возможность посещения местной публикой ресторана и культурно-досугового центра отеля.
Гостиничный бизнес в прошлом веке не так сильно влиял на экономику государства. Тем не менее, сегодня он начинает занимать одну из лидирующих позиций наряду с туризмом. Инновационная деятельность гостиничного бизнеса связана с конкуренцией и инвестиционным развитием. Также большую роль играет ориентация на клиентов и лояльность потребителей.
Влияние инноваций на конкурентоспособность
При исследовании конкуренции на рынке гостиничных услуг следует обратить внимание на такой показатель, как инвестиционная компонента инноваций. Инновационное развитие гостиничных комплексов заключается в изменении основных условий, факторов и элементов инновационной деятельности. В этом случае отель превращается в устойчивый механизм, который позволит обеспечивать эффективность и конкурентоспособность гостиничных услуг. Конкурентоспособность в данном случае обеспечивается за счет внедрения новшеств.
Чаще всего инновационная деятельность гостиничных организаций сосредотачивается в области обеспечения материально-технических условий, которые позволяют предоставлять гостиничные услуги клиентам и расширять ассортимент привлеченных услуг на территории гостиниц.
Инновации в гостиничном деле неразрывно связаны с инвестиционным развитием, когда осуществляется непрерывное формирование и использование инвестиционных ресурсов. Этот процесс помогает в достижении организацией оперативных и стратегических целей работы. Особенности специфики инвестиционного развития гостиниц и отелей проявляются в том, что реальные вложения носят капиталоемкий характер. Это проявляется в ходе нового строительства или при обращении на фондовом рынке акций цепей гостиниц. Здесь же можно отметить зависимость между процессами модернизации и реконструкции гостиничных зданий от модных и авторских эксклюзивных решений дизайнерского искусства.
На уровне регионов инновационное и инвестиционное развитие гостиниц напрямую будет зависеть от эффективности работы регионального туристического рынка, включая федеральную и региональную поддержку. Для активизации различных процессов требуется усилить ассоциативные взаимосвязи между туристскими и гостиничными компаниями. Это должно происходить на региональном и федеральном уровнях путем ввода интегрированной ассоциации рекреационного туристического межотраслевого комплекса.
Цель работы рекреационно-туристического комплекса представлена развитием конкурентоспособности и приоритетных направлений туризма в регионе. Вместо этого сегодня более распространены две традиционные и преимущественно автономные структуры, присущие для туристского рынка. Они включают туристическое агентство и средство размещения. Считается, что их эффективность крайне низкая.
Иные факторы повышения конкурентоспособности гостиничного бизнеса
Важные характеристики предприятия, которое может выстоять перед конкурентами в гостиничном бизнесе, представлены уникальностью территориального расположения, предложения и обслуживания. В работе отелей необходима также постоянная оценка эффективности продаж. Следует обращать внимание и на совершенство процесса бронирования и сервиса.
Конкуренцию на рынке выдержит предприятие, руководство которого постоянно проводит оценку эффективности продаж и сервиса. Администрация в этом случае стремится к улучшениям, поощряет результаты работы сотрудников, ведет статистику входящих звонков. Оценка эффективности становится первым шагом к долгосрочному успеху компании. От процесса реализации услуг напрямую зависит вознаграждение персонала. Только в таком случае сотрудники будут заинтересованы в увеличении продаж гостиничных услуг.
Конкурентоспособность напрямую связана с такими критериями как клиентоориентированность деятельности и лояльность потребителей. В этой сфере для повышения конкурентоспособности нужно совершить следующие шаги:
- построение собственной стратегии;
- анализ информации о клиентах;
- выделение целевой аудитории;
- разделение потребителей услуг на группы.
IT-оптимизация позволит увеличить конкурентоспособность, поскольку обеспечивает улучшение обслуживания клиентов посредством сохранения информации о клиентах (контрагентах) и историй взаимоотношения с ними. Система позволяет организовать и улучшить бизнес-процедуры и провести последующий анализ результатов.