Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкуренция как фактор маркетинговой среды гостиничного предприятия

Индустрия гостеприимства – это одна из самых крупных отраслей мировой экономики, которая сегодня бурно развивается. Во многом это осуществляется за счет экономического, политического и социального прогресса. За последние пару лет туризм оказался доступным для широких слоев населения. Вместе с ростом общего числа туристов активное развитие смогли получить инфраструктура туризма и ее основной компонент – гостиничный сектор. Отели стараются получить собственную долю бизнеса и всячески стараются убедить туристов потратить деньги на различные гостиничные услуги.

Понятие и сущность конкуренции

Термин «конкуренция» пришел в экономическую теорию из латинского языка - «concurrentia», где он обозначает «столкновение» или «состязание».

Конкуренция представляет собой ситуацию, при которой существует сразу несколько альтернативных направлений применения редких благ, в которых заинтересованы разные группы людей, которые находятся в борьбе между собой за право распоряжения указанным благом.

Конкуренция представлена соперничеством между участниками рыночного хозяйства за лучшие из условий производства, купли и продажи товаров. Подобное столкновение окажется неизбежным и порождается посредством объективных условий, а именно:

  1. Полной хозяйственной обособленностью каждого из субъекта на рынке.
  2. Полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.

Борьба за экономическое выживание и процветание представляет собой один из законов рынка. Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) способна существовать лишь при конкретных состояниях рынков. При этом разные типы конкуренции и монополий будут зависеть от конкретных показателей рыночного состояния.

Основные показателями конкуренции:

  1. Количество компаний, которые осуществляют поставку товаров и услуг на рынок.
  2. Свобода входа и наличие барьеров для входа на рынок, а также выхода из него.
  3. Дифференциация товаров и услуг.
  4. Участие компаний, в данном случае гостиниц, в формировании рыночной цены.
«Конкуренция как фактор маркетинговой среды гостиничного предприятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Конкуренция – это определяющий фактор упорядочивания цен, а также стимул инновационных процессов. Она оказывает воздействие на вытеснение из производства неэффективных компаний, рационализации применения ресурсов, предотвращению диктата производителей по отношению к потребителям.

Виды конкуренции

Существуют следующие виды конкуренции среди гостиничных предприятий:

  1. Функциональная конкуренция. При ней абсолютно все туристические продукты – это функциональные конкуренты.
  2. Видовая конкуренция. Данному типу конкуренции характерно наличие продуктов схожего назначения по ряду параметров. При этом они отличны за счет иных характеристик.
  3. Предметная конкуренция. Данный тип может возникнуть в случае появления небольших отличий между продуктами, которые предлагают гостиничные и туристические организации.
  4. Ценовая конкуренция. В данном случае речь идет о предложении туристических продуктов по низким в сравнении с конкурентами ценам.
  5. Неценовая конкуренция. Основой является то, что в качестве ключевого фактора успеха за предпочтения потребителей выступает не стоимость, а уровень обслуживания в гостинице.

Конкуренция также делится на добросовестную и недобросовестную.

В качестве ключевых методов добросовестной конкуренции выступают:

  1. Повышение качества услуг.
  2. Снижение стоимости.
  3. Реклама.
  4. Создание новых услуг (применяются достижения НТР и пр.).
  5. Работа с до - и послепродажным обслуживанием.

В качестве основных методов недобросовестной конкуренции выступают:

  1. Промышленный или экономический шпионаж.
  2. Подкуп и шантаж.
  3. Подделка продукции конкурентов.
  4. Различные махинации с отчетностью.
  5. Обман покупателей.
  6. Различного рода махинации с валютой.
  7. Сокрытие брака и дефектов.

Факторы конкурентной среды гостиничного предприятия

К факторам конкурентной среды гостиничного предприятия принято относить:

  1. Соперничество продавцов, конкурирующих в условиях рынка.
  2. Угроза появления новых конкурентов.
  3. Позиции поставщиков.
  4. Позиции потребителей.
  5. Конкуренция со стороны продукции – заменителя.

К стратегическим группам конкурентов гостиничной организации принято относить:

  1. Прямые конкуренты. То есть, гостиничные и туристические предприятия, которые в настоящем времени и в прошлом могут выступать в виде конкурентов.
  2. Потенциальные конкуренты, то есть, новые отели, которые вступят в борьбу, а также уже существующие гостиницы, которые планируют расширение номенклатуры предлагаемых услуг.

Источники информации о конкурентах включают в себя:

  1. Годовые отчеты.
  2. Ярмарки и выставки.
  3. Фирменные справочники.
  4. Публикации.
  5. Годовые отчеты.
  6. Каталоги.
  7. Интервью.
  8. Нормативно-правовые документы.

При формировании понимания поведения потребителей на рынке в маркетинге принято исходить из следующих принципов:

  1. Представление свободы и реальной выгоды для потребителей.
  2. Влияние на поведение постояльцев отелей.
  3. Социально законное поведение потребителей.
  4. Изучение потребительского поведения посредством маркетинговых исследований.

Поведение потребителей представлено деятельностью, направленной на приобретение и потребление услуг, предлагаемых гостиницами.

Анализ рыночной позиции гостиничного предприятия

Самый известный прием, предназначенный для того, чтобы оценить рыночную позицию гостиничного предприятия – это SWOT-анализ. Его основой выступает исследование слабых и сильных сторон компании, а также угрозы и возможности, что может позволить конкурентный потенциал гостиницы, а также определить круг стратегических вопросов, которые планируется решить в будущем.

Название SWOT-анализа сформировано из первых букв английских слов, которые переводятся как:

  1. Сила.
  2. Слабость.
  3. Возможность.
  4. Угрозы.

Таким образом, речь идет о внутренних параметрах гостиницы, которые относятся к сильным и слабым сторонам, а также угрозы и внешние возможности. Применение данного инструмента способно обеспечивать возможность получения обзорной оценки стратегического состояния отеля. Суть его идеи состоит в том, что успешную стратегию необходимо строить на базе принципа увязки внутренних возможностей отеля и внешней обстановки, которая представлена угрозами и возможностями.

Дата последнего обновления статьи: 20.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot