Индустрия гостеприимства – это одна из самых крупных отраслей мировой экономики, которая сегодня бурно развивается. Во многом это осуществляется за счет экономического, политического и социального прогресса. За последние пару лет туризм оказался доступным для широких слоев населения. Вместе с ростом общего числа туристов активное развитие смогли получить инфраструктура туризма и ее основной компонент – гостиничный сектор. Отели стараются получить собственную долю бизнеса и всячески стараются убедить туристов потратить деньги на различные гостиничные услуги.
Понятие и сущность конкуренции
Термин «конкуренция» пришел в экономическую теорию из латинского языка - «concurrentia», где он обозначает «столкновение» или «состязание».
Конкуренция представляет собой ситуацию, при которой существует сразу несколько альтернативных направлений применения редких благ, в которых заинтересованы разные группы людей, которые находятся в борьбе между собой за право распоряжения указанным благом.
Конкуренция представлена соперничеством между участниками рыночного хозяйства за лучшие из условий производства, купли и продажи товаров. Подобное столкновение окажется неизбежным и порождается посредством объективных условий, а именно:
- Полной хозяйственной обособленностью каждого из субъекта на рынке.
- Полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
Борьба за экономическое выживание и процветание представляет собой один из законов рынка. Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) способна существовать лишь при конкретных состояниях рынков. При этом разные типы конкуренции и монополий будут зависеть от конкретных показателей рыночного состояния.
Основные показателями конкуренции:
- Количество компаний, которые осуществляют поставку товаров и услуг на рынок.
- Свобода входа и наличие барьеров для входа на рынок, а также выхода из него.
- Дифференциация товаров и услуг.
- Участие компаний, в данном случае гостиниц, в формировании рыночной цены.
Конкуренция – это определяющий фактор упорядочивания цен, а также стимул инновационных процессов. Она оказывает воздействие на вытеснение из производства неэффективных компаний, рационализации применения ресурсов, предотвращению диктата производителей по отношению к потребителям.
Виды конкуренции
Существуют следующие виды конкуренции среди гостиничных предприятий:
- Функциональная конкуренция. При ней абсолютно все туристические продукты – это функциональные конкуренты.
- Видовая конкуренция. Данному типу конкуренции характерно наличие продуктов схожего назначения по ряду параметров. При этом они отличны за счет иных характеристик.
- Предметная конкуренция. Данный тип может возникнуть в случае появления небольших отличий между продуктами, которые предлагают гостиничные и туристические организации.
- Ценовая конкуренция. В данном случае речь идет о предложении туристических продуктов по низким в сравнении с конкурентами ценам.
- Неценовая конкуренция. Основой является то, что в качестве ключевого фактора успеха за предпочтения потребителей выступает не стоимость, а уровень обслуживания в гостинице.
Конкуренция также делится на добросовестную и недобросовестную.
В качестве ключевых методов добросовестной конкуренции выступают:
- Повышение качества услуг.
- Снижение стоимости.
- Реклама.
- Создание новых услуг (применяются достижения НТР и пр.).
- Работа с до - и послепродажным обслуживанием.
В качестве основных методов недобросовестной конкуренции выступают:
- Промышленный или экономический шпионаж.
- Подкуп и шантаж.
- Подделка продукции конкурентов.
- Различные махинации с отчетностью.
- Обман покупателей.
- Различного рода махинации с валютой.
- Сокрытие брака и дефектов.
Факторы конкурентной среды гостиничного предприятия
К факторам конкурентной среды гостиничного предприятия принято относить:
- Соперничество продавцов, конкурирующих в условиях рынка.
- Угроза появления новых конкурентов.
- Позиции поставщиков.
- Позиции потребителей.
- Конкуренция со стороны продукции – заменителя.
К стратегическим группам конкурентов гостиничной организации принято относить:
- Прямые конкуренты. То есть, гостиничные и туристические предприятия, которые в настоящем времени и в прошлом могут выступать в виде конкурентов.
- Потенциальные конкуренты, то есть, новые отели, которые вступят в борьбу, а также уже существующие гостиницы, которые планируют расширение номенклатуры предлагаемых услуг.
Источники информации о конкурентах включают в себя:
- Годовые отчеты.
- Ярмарки и выставки.
- Фирменные справочники.
- Публикации.
- Годовые отчеты.
- Каталоги.
- Интервью.
- Нормативно-правовые документы.
При формировании понимания поведения потребителей на рынке в маркетинге принято исходить из следующих принципов:
- Представление свободы и реальной выгоды для потребителей.
- Влияние на поведение постояльцев отелей.
- Социально законное поведение потребителей.
- Изучение потребительского поведения посредством маркетинговых исследований.
Поведение потребителей представлено деятельностью, направленной на приобретение и потребление услуг, предлагаемых гостиницами.
Анализ рыночной позиции гостиничного предприятия
Самый известный прием, предназначенный для того, чтобы оценить рыночную позицию гостиничного предприятия – это SWOT-анализ. Его основой выступает исследование слабых и сильных сторон компании, а также угрозы и возможности, что может позволить конкурентный потенциал гостиницы, а также определить круг стратегических вопросов, которые планируется решить в будущем.
Название SWOT-анализа сформировано из первых букв английских слов, которые переводятся как:
- Сила.
- Слабость.
- Возможность.
- Угрозы.
Таким образом, речь идет о внутренних параметрах гостиницы, которые относятся к сильным и слабым сторонам, а также угрозы и внешние возможности. Применение данного инструмента способно обеспечивать возможность получения обзорной оценки стратегического состояния отеля. Суть его идеи состоит в том, что успешную стратегию необходимо строить на базе принципа увязки внутренних возможностей отеля и внешней обстановки, которая представлена угрозами и возможностями.