Инженерно-техническая служба — это отдел гостиницы, который отвечает за функционирование и техобслуживание различных инженерных объектов и систем (например, электрооборудования, водопровода, канализации, сантехнических установок, отопления, вентиляции, кондиционирования, холодильных установок, лифтового хозяйства).
Функции и штатный состав инженерно-технической службы
Для постоянного контроля состояния инженерно-технического оборудования в штат гостиницы часто вводят специальные должности. Это может быть инженер технических устройств, электрик, слесарь-механик, сантехник и др. В крупных гостиницах, как правило, действует инженерно-техническая служба, возглавляемая главным инженером. В небольших объектах размещения инженерно-техническими вопросами занимается директор или старший администратор.
В состав функций инженерно-технической службы входит регулярное (по утвержденному графику) осуществление обследования санитарного и технического состояния объекта и прилегающей территории. Специалисты службы следят за объектами коммунального назначения и внешнего благоустройства, оценивают качество выполнения проводимых коммунальной службой работ и оказание услуг, составляют и проверяют акты по результатам обследования.
Работой технического персонала в гостинице руководит главный инженер. Он несет ответственность за следующие направления:
- Контроль результатов работы персонала;
- Правильная эксплуатация отопительной системы, водоснабжения, канализации, средств связи, информационных систем;
- Бесперебойная работа технического оборудования;
- Контроль соблюдения правил охраны труда и техники безопасности;
- Анализ технического состояния электромонтажного и сантехнического оборудования;
- Доведение до сведения руководства о необходимости ремонта или замены оборудования;
- Разработка текущих и перспективных планов технического перевооружения.
Старший энергетик должен обеспечивать в гостинице бесперебойную работу, правильную эксплуатацию энергетического и сантехнического оборудования. Он следит за состоянием электрических и тепловых сетей, воздухопровода, водопровода и канализации. Энергетик контролирует соблюдение инструкций по эксплуатации и техническое обслуживание энергооборудования и электрических сетей. Также он несет ответственность за противопожарные мероприятия.
Электромонтеры обеспечивают нормальную работу световых точек во всех помещениях гостиницы. Они устраняют аварии электроосвещения и восстанавливают работу световых и силовых точек. В некоторых гостиницах также есть лифтер, который наблюдает за работой лифта и принимает необходимые меры при аварийных ситуациях. Также лифтер должен поддерживать в чистоте и порядке внутреннюю часть кабины и этажные площадки перед лифтом на всех этажах.
Задачи инженерно-технической службы гостиницы
Инженерно-техническое подразделение напрямую оказывает влияние на восприятие гостиницы клиентами. Его специалисты формируют положительный образ, который характерен для бесперебойного и слаженного функционирования систем обеспечения здания. Большие гостиницы обязательно включают в свой штат электриков, столяров, сантехников, плотников, инженеров-энергетиков, электронщиков-системщиков, специалистов по холодильным установкам и др. В небольших гостиницах можно обойтись специалистами общего профиля или услугами сторонних компаний. Даже крупные объекты размещения используют услуги специалистов по ремонту и наладке сложного оборудования из специализированных организаций.
В гостиничном хозяйстве управление системами инженерно-технического обслуживания рассматривается с позиции следующих аспектов:
- Техническое обслуживание;
- Проектирование;
- Монтаж;
- Эксплуатация;
- Ремонт;
- Профилактические работы;
- Демонтаж.
Специфика управления инженерно-техническими службами состоит в стремлении к формированию идеальной атмосферы пребывания или работы. В качестве важной составляющей выступает достижение определенных финансовых результатов благодаря рациональному подходу к расходу материалов и энергоресурсов.
Деятельность работников инженерно-технической службы связана с оборудованием. Для его нормальной работы необходимо управление эксплуатационным процессом путем осуществления ремонтных и профилактических работ, выполнения своевременной замены оборудования и проведения его совершенствования. Если нужны кардинальные изменения, то персонал инженерно-технической службы должен быть способен участвовать в работах по реконструкции.
Основные цели инженерно-технической службы гостиницы
Цель работы инженерно-технической службы состоит в обеспечении условий проживания, которые отвечают стандартам качества. Они должны снижать расходы объекта размещения и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг.
В качестве основных способов достижения указанных целей выступает процесс совершенствования инженерно-технической службы и санитарно-технического оборудования гостиницы. Для реализации задач в гостиницах предусматривается реформирование существующей инженерно-технической службы.
Инженерно-техническая служба производит обслуживание номерного и вспомогательного фонда отеля, обеспечивает снабжение ресурсами (тепло, электричество, водоснабжение и водоотведение). Специалисты несут ответственность за благоустройство территории, которая прилегает к гостинице (например, озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов), бытовое обслуживание (работа банно-прачечного хозяйства).
Основная характеристика службы представлена ее необходимостью для функционирования системы жизнеобеспечения. Она разрабатывает и внедряет комплекс ресурсосберегающих мероприятий, позволяющих значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов.