Введение
Москва обладает уникальным культурно-историческим наследием и играет важнейшую роль в экономической и политической жизни современной России.
Столица имеет все основания на то, чтобы претендовать на звание крупнейшего центра культурного и делового туризма общероссийского масштаба, успешно конкурируя с другими столицами западноевропейских государств на мировом рынке туризма.
Москва сегодня привлекает несколько категорий клиентов, которые имеют важное значение для индустрии гостеприимства:
- Бизнесмены, которые прибывают с деловыми целями.
- Туристы, которые посещают столицу с культурно-познавательными целями.
Те, кто приезжает в столицу с культурно-познавательной целью, на самом деле не способны полностью обеспечить загрузку гостиничных предприятий. Иные сегменты туристического рынка, к примеру, паломники, преподаватели и студенты, люди, которые приезжают на лечение и пр. позволяют существовать гостиницам, нашедшим в обслуживании подобных категорий собственную рыночную нишу. Отсюда можно сделать вывод, что большая часть столичных отелей конкурирует на таком сегменте рынка как деловой туризм.
Состояние рынка гостиничных услуг в Москве
Гостиничный сектор в период пандемии в целом вошел в число тех экономических сфер, которые пострадали сильнее всего. Если, например, в 2019 году столица приняла 25,1 млн. туристов, то по итогам 2020 года ее посетили всего 13, 6 млн. туристов, то есть, на 46 % меньше. Фактически, показатели могли бы быть выше, но пандемия существенно сократила рост туристического потока. Но уже в январе – сентябре 2021 года Москву посетили 14,9 млн туристов. Средний уровень загрузки гостиниц достиг отметки 61,6 %.
Тем не менее, экономический эффект от пандемии в 2021 году все равно продолжал влиять на сферу гостеприимства. По итогам 2021 года Российская Федерация смогла оказаться в числе мировых лидеров по заполняемости отелей, несмотря на то, что COVID-19 продолжил свое распространение.
В Москве гостиничный рынок – это один из самых развитых рынков в РФ. В столице функционируют 865 отелей с номерным фондом в 68 000 мест.
Средняя стоимость номера в Москве за 2021 год выросла на 22 % и составила 6 315 рублей. При этом за 2021 год столичный гостиничный рынок смог продемонстрировать приближенный к 2019 году показатель среднего тарифа. В сравнении с 2020 годом прирост составил 13 %. Отмечается увеличение тарифа в люкс-сегменте и в верхнем пределе высокого ценового сегмента. В остальных же, наоборот, имело место падение в пределах 11-28%.
На рисунке 1 отображены данные по средним ценам номера в столичной гостинице за период 2019-2021 гг.
Рисунок 1. Средняя цена номера в отеле Москвы за период 2019-2021 г., руб. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В Москве в целом наблюдался существенный рост заполняемости в брендированных гостиницах, 60 % составил показатель средневзвешенной загрузки. Он вырос на 22 пункта в сравнении с аналогичным показателем 2020 года. С 2700 рублей в 2020 году он до 6800 рублей в 2021 году. Таким образом, это привело к росту средневзвешенного показателя дохода на доступный номер (RevPAR) на 88%. По итогу он приблизился к отметке в 4100 рублей. Но при всем этом RevPAR почти на 30 % отстал от «допандемийного» уровня 2019 года.
Хотя спрос на номера и колебался среди года, ключевые операционные показатели столичного гостиничного рынка все же смогли стабилизироваться. По средней стоимости большая часть номеров приблизилась к доковидным показателям. Тем не менее, четвертая волна COVID-19 все же подвинула сроки качественного роста объемов и восстановления привычной структуры спроса на предоставляемые гостиницами услуги.
Если рассмотреть ситуацию на примере конкретной гостиницы, то можно обнаружить следующее: в 2021 году отель Crowne Plaza Moscow World Trade Centre 5 звезд по показателям доходности и загруженности смог приблизиться к значениям 2019 года. Тем не менее, полное восстановление спроса достигнуто не было. Загрузка соответствовала средней по столице с учетом объемного номерного фонда. В отеле 727 номеров. Рост загрузки в сравнении с 2020 годом приравнялся к 97 %. Причем, во многих других отелях Москвы этот показатель соответствовал значению в 59,2 %. Достичь подобных результатов гостиница смогла за счет применения системного подхода к ценообразованию по разным бизнес-сегментам. Кроме того, помог в этом и индивидуальный подход к запросам клиентов на этапе формирования предложения, проявления лояльности и наличие большого количество корпоративных партнеров.
Согласно статистике прибытий (до 2020 года) примерно 70 % заездов составлял въездной туризм. Остальные 30 % приходились на внутренний туризм. Что касается 2021 года, то тут сложилась абсолютно противоположная ситуация. В среднем увеличение общего показателя загрузки осуществлялось во всех ценовых сегментах. Показатель достиг 60 % по московскому рынку в целом. При этом даже в месяцы очередной волны коронавируса, загрузка не падала ниже 50 %. Это свидетельствует тому, что существенно вырос потенциал внутреннего спроса.
Внутренний туризм дал возможность продолжить свое существование отелям уровня 2-4 звезды. Они заполнялись примерно на 60 %. В силу отсутствия иностранных туристов гостиницы класса люкс смогли показать загрузку на порядок ниже (30-50 %).
За 2021 год в столице появилось 8 новых отелей на 1005 номеров:
- Marriott в МФК «Краснопрудный» (268 номеров).
- Hampton by Hilton (147 номеров).
- Офисно-гостиничный комплекс на Смоленском бульваре, вл. 13 (25 номеров).
- Реконструированное под гостиницу здание на Зубовской площади, вл. 3 (118 номеров).
- МФК «Китайский деловой центр «Парк Хуамин» (340 номеров).
- Гостиница по адресу Космодамианская набережная, вл. 28 (5 номеров).
- Гостиница в офисно-гостиничном здании в 1-м Земельном пер., вл. 7/2 (44 номера).
- Реконструированный под гостиницу административно-жилой комплекс на Николоямской ул., вл. 38/23 (58 номеров).
Несмотря на то, что с 2011 по 2021 гг. было построено 65 гостиниц с общим фондом в 11 800 номеров, правительство Москвы поставило перед собой задачу нарастить объемы нового строительства гостиничных объектов для того, чтобы обеспечить город возможностями отелей разных форматов, включая международные бренды.