Стратегическое управление
Чтобы выжить в условиях жесткой конкурентной борьбы, любой гостинице необходимо правильно реализовывать стратегическое управление. Все предприятия, входящие в индустрию гостеприимства, должны не просто сконцентрировать свое внимание на внутреннем состоянии дел в отеле, но и разработать и реализовать долгосрочную стратегию, с помощью которой они смогут успеть за изменениями, которые происходят в их окружении.
При появлении новых запросов, а также при изменении потребительских позиций, возрастает конкуренция за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. Кроме того, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, которые делают возможным молниеносное получение и активное распространение информации, высокая степень доступности современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов и многие другие причины привели к тому, что резко выросла значимость стратегического управления.
На данный момент стратегическое управление осуществляет фиксацию того, что гостиница должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем, с учетом того, что окружение и условия жизни отеля будут меняться.
Требуются колоссальные усилия и большие затраты на то, чтобы в организации начал реализовываться процесс стратегического управления. Необходимо создание и осуществление стратегического планирования, а это полностью отличается от разработки долгосрочных планов, которые являются обязательными к исполнению, при любых возникших условиях. Стратегический план обязан соответствовать следующим критериям:
- отличаться гибкостью,
- реагировать на все изменения, которые происходят внутри и за пределами гостиницы.
Стратегическое управление представляет собой управление организацией, опирающееся на человеческий потенциал в виде основы организации. Оно ориентирует производственную деятельность на потребительские запросы, реализует гибкое регулирование, а также своевременные изменения в организации, что отвечают вызову со стороны окружения, а также позволяют добиться конкурентных преимуществ. В совокупности это приводит к тому, что гостиница сможет выжить и достичь целей в долгосрочной перспективе.
Несмотря на то, что стратегическое управление – это один из важных факторов успешного выживания в постоянно усложняющейся конкурентной борьбе, в действиях многих отельеров можно проследить отсутствие стратегии. Это и становится главной причиной поражения в рыночной борьбе.
Потенциал гостиничного предприятия
Потенциал любого гостиничного предприятия – это совокупность возможностей и достижений, которые способны создавать конкурентные преимущества на рынке, вкупе с достижением стратегических целей.
Для предприятия сферы услуг он будет складываться из следующих элементов:
- производственные и иные мощности,
- доля компании на рынке услуг,
- конкурентоспособность и качество видов услуг,
- финансово-кредитные ресурсы,
- инновационная деятельность и инвестиционный потенциал,
- продолжительность создания новых услуг,
- окупаемость вложенных средств,
- научно-технический потенциал, состояние НИОКР,
- финансово-кредитные ресурсы,
- кадровый потенциал,
- производительность труда,
- прибыль,
- рентабельность гостиницы за определенный период,
- уровень оказываемого сервиса,
- марка, имидж и репутация гостиницы.
Факторы конкурентоспособности гостиничных услуг
Факторы конкурентоспособности оказываемых услуг включают в себя:
- показатели качества услуги, а также ее соответствие спросу,
- себестоимость услуги,
- цена,
- проведение рекламных мероприятий,
- варианты продвижения услуг,
- особенности обслуживания потребителей.
Виды конкурентного стратегического развития
В виде залога победы в конкурентной борьбе для предприятий индустрии гостеприимства выступает система мероприятий, которые ориентированы на укрепление конкурентоспособности услуги, что поставляется предприятием.
В целом, получается, что стратегическое управление олицетворяет собой симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента вести гостиницу к стратегическим целям. Также сюда относятся: высокий уровень профессионализма вкупе с высокими показателями творчества служащих, что обеспечивают связь отеля со средой, обновление гостиницы и списка предлагаемых ею услуг, реализация текущих планов, а также активное включение всех сотрудников в процесс реализации задач гостиницы в поиск наилучших путей для достижения поставленных целей.
В виде важной составляющей стратегического управления выступает стратегия. Российские и международные бизнес-аналитики полагают, что отечественный рынок находится на той стадии развития, когда отсутствие стратегии предприятия сильно мешает компании на всех шагах реализации ее деятельности.
После того, как будет проведен анализ стратегического состояния организации и после корректировки ее миссии, можно анализировать уже стратегические альтернативы и выбор стратегии.
Обычно для гостиницы подбор конкурентной стратегии осуществляется из нескольких доступных вариантов.
Есть 4 базовых типа стратегии:
- Ограниченный рост.
- Рост.
- Сокращение.
- Сочетание.
Ограниченный рост (то есть, на несколько % за год). Данная стратегия входит в число самых рискованных. Эффективной она будет только для предприятий со стабильной технологией. Она предполагает определение целей от достигнутого уровня.
Рост (десятки % в год) – это особый тип стратегии, характерный для динамично развивающихся гостиниц, применяющих быстро изменяющиеся технологии, а также для новых отелей, которые стремятся к тому, чтобы в короткие сроки занять лидирующее положение. Характерной чертой является установление ежегодного существенного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.
Сокращение. Данный тип стратегии предполагает установление уровня ниже, чем тот, что был достигнут в предыдущем году. Может применяться тогда, когда показатели деятельности отеля приобрели устойчивую тенденцию к ухудшению.
Сочетание (комбинированная стратегия) предполагает использование сразу нескольких рассмотренных альтернатив. Стратегия подойдет большим гостиницам или гостиничным цепям, которые имеют устойчивое положение на рынке и зарекомендовали себя среди клиентов.