Кризис, причиной которого стала пандемия COVID-19, сформировал предпосылки инновационного развития индустрии гостеприимства, т. к. вызовы на современной стадии развития отрасли вынуждают предприятия гостиничной сферы найти новые пути и механизмы выхода из кризиса. В результате они начинают становиться инновационными. Тем не менее, внедрение инноваций зачастую связано с рисками и затратами, в результате чего руководители предприятий опасаются использовать инновационный путь развития. Все это приводит к тому, что вопросы инновационного менеджмента гостиничных предприятий становятся особо актуальными.
Понятие и сущность инноваций и инновационного менеджмента
Слово «инновация» переводится на русский, как «новшество», «новизна», а также «нововведение». Определению данного термина пришлось пройти довольно долгий эволюционный путь, начиная с XIX века. На данный момент имеется множество определений понятия «инновация», трактующих данный термин в широком и в узком смыслах.
Если говорить о менеджменте, то в его рамках существует следующее определение: инновация представляет собой итоговый результат деятельности, связанный с внедрением нововведений. Он получил воплощение в качестве нового, либо усовершенствованного продукта, который был внедрен на рынке, нового или усовершенствованного процесса, применяемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам
В таком определении «инновация» выступает в качестве нового технологического процесса, нового продукта, новой системы и структуры управления организацией, новой информации и культуры.
Если говорить о понятии инновации в широком смысле, то речь идет о завершенном акте качественной модификации производственного технологического базиса. С одной стороны, он характеризуется неопределенностью и краткосрочностью для данного звена общественного производства. С другой же – долгосрочностью эффекта, которого удастся достичь за счет суммы инновационных актов, которые объединены в непрерывный инновационный процесс.
Инновационная деятельность представлена комплексом научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий. Данный комплекс ориентирован на процесс коммерциализации имеющихся знаний, оборудования и технологий. В качестве результата инновационной деятельности выступают:
- Новые товары или услуги.
- Дополнительные товары или услуги с новыми качествами.
Целесообразность внедрения инноваций в гостиничную сферу
Значимость внедрения инноваций в индустрию гостеприимства не может быть переоценена. Тем не менее, даже до 2020 года не каждая гостиницы была способна внедрить в свою деятельность технические инновации. На текущий же момент из-за сокращения оборотных средств и загрузки номеров, финансовые возможности применения инновационных подходов уменьшаются. Не каждое гостиничное предприятие полноценно способно осознать понятие инновации и инновационных подходов. Для некоторых управленцев данным понятиям являются тождественны лишь технические новшества. При этом носителями инновационных концепций и идей почти не рассматривается линейный персонал, лучше всего осознающий потребности постояльцев и чаще всего находящий по максимуму нестандартные решения с целью оптимизации своей работы.
При этом подобные «инновации» являются интуитивными, т.к. они не подкрепляются теоретическими знаниями и практическим опытом, в результате чего их эффективность оказывается невысокой и воздействует на показатели качества работы лишь отдельных сотрудников или служб. В результате создается ситуация, при которой работа гостиничных предприятиях оптимизируется, в том числе и посредством внедрения инноваций крайне. При этом управленческое звено оказывается уверенным в том, что на инновации у отеля нет ни кадровых, ни финансовых ресурсов. В некотором роде такое мнение оправдано, в особенности, если речь идет о покупке дорогостоящего оборудования, либо привлечении сторонних кадров. Но при этом нельзя забывать о том, что именно инновации позволят оптимизировать процессы и наращивать прибыль предприятия. Это приводит к тому, что вопрос касательно применения инновационного менеджмента в работе гостиничных предприятий стоит крайне остро.
Особенности реализации функций инновационного менеджмента в индустрии гостеприимства
Для реализации функций инновационного менеджмента потребуется формирование целей инновационной деятельности в соответствии с рядом принципов:
- Инновации должны обладать конкретным характером, четкой ориентацией, определяя внешние и внутренние ориентиры гостиницы. Инновации при этом делятся по содержанию и поставленным задачам.
- После того, как будут установлены желаемые результаты, потребуется установка конкретных сроков их достижения.
- Достичь инновационных целей необходимо даже при неблагоприятных условиях, например, при возникновении каких-либо сложностей, рисков, неопределенностей. При этом важными моментами являются: четкая мотивация, мобилизация и пр. Риски нужно предварительно оценивать и разрабатывать специальные меры для их предотвращения.
- Инновационные цеди развития отеля не должны исключать и противоречить друг другу. Их надо дифференцировать, систематизировать и устанавливать субординацию.
Выступая в виде первой ступени и значительной составной части любых из плановых расчетов в инновационной деятельности, процесс определения целей будет занимать важное место в инновационном менеджменте.
На текущий момент времени инновационная деятельность должна являться процессом, останавливать который нельзя. Даже при прохождении через перечисленные стадии, предлагая рынку новый товар, новое направление или применив инновационные программные продукты, и завоевав таким путем лидирующее место в индустрии гостеприимства, потребуется двигаться дальше.