Структура ассортимента гостиничных продуктов, предлагаемых рынком, должна регулярно подвергаться анализу. Это необходимо с целью определения состава продуктов, определения на какой из стадий жизненного цикла они находятся и какую позицию на рынке занимают. Такой анализ осуществляется за счет изучения показателей продвижения гостиничных продуктов, занимаемой ими рыночной доли, величины затрат на их производство и продвижение, а также уровня рентабельности.
Исследование жизненного цикла гостиничных продуктов обеспечивает возможность создания баланса предложений, ибо ориентация исключительно на новые гостиничные продукты, либо, наоборот, стойкий консерватизм и приверженность старым, не смогут принести хороших результатов. Предложение отелей должно состоять из довольно широкого спектра продуктов, которые находятся на разных стадиях жизненного цикла (внедрение, рост, зрелость и упадок).
Данный продуктовый ряд является почти универсальным, т. к. он соответствует спросу разных групп и потребителей. Он способен гарантировать отелям высокий уровень стабильности и устойчивость положения на рынке. При этом структура гостиничного предложения нуждается в балансе с позиции получения доходов, а также по ориентации на группы потребителей, отдающих предпочтение данным продуктам.
Деятельность гостиничного бизнеса по формированию ассортимента своих продуктов
Деятельность отелей по формированию ассортимента своих продуктов – это формирование набора продуктов, лучше всего обеспечивающих экономическую эффективность деятельности и конкурентоспособность всего гостиничного комплекса.
Структура ассортимента гостиничных продуктов – это удельный вес каждого из гостиничных продуктов в общем ассортименте.
Исследовать структуру гостиничного ассортимента надо для того, чтобы обеспечить успешную сегментацию рынка и позиционирование гостиничных бизнесов. К примеру, в курортных отелях большинство услуг –оздоровительные. В городских же – это экскурсионные и прочие продукты.
Особенности маркетинговой концепции формирования ассортимента
Базой для формирования маркетинговой концепции ассортимента является рациональное разнообразие продуктов. Все бизнес-продукты могут быть систематизированы на группы:
- Основная группа, куда входят продукты, которые приносят основной доход и находятся в стадии роста.
- Поддерживающая. Включается в себя продукты, которые стабилизируют доходы и находятся на стадии зрелости.
- Стратегическая. Включает в себя продукты, способные облегчить будущие услуги. Продукты будут внедряться на рынок.
- Тактическая. Включает в себя продукты, стимулирующие продажу основных групп и тех, что находятся на стадии зрелости.
- Перспективная. Включает в себя новые гостиничные продукты, что находятся на этапе апробации.
Важный подход в маркетинговой политике – рациональное сочетание всех указанных групп. При этом удельный вес продуктов основной группы должен составлять от 70 до 80 %. Тем не менее, соотношение ассортиментных групп находится в полной зависимости от маркетинговой стратегии, которую выберет гостиница.
Новые гостиничные продукты и особенности их внедрения на рынок
Любой гостиничный бизнес, рассчитывающий на успех на рынке, должен стремиться к тому, чтобы разрабатывать продукты, обладающие высоким показателем потребительской ценности. Как правило, речь идет о новых продуктах, обладающих качественно новыми возможностями, предлагаемыми потребителям.
Любой гостиничный продукт должен пройти весь жизненный цикл, начиная со стадии создания (выход на рынок), заканчивая стадией упадка (выход с рынка). С позиции нового гостиничного продукта отелю нужно проводить исследования и максимально точно определить, когда именно разработка нового гостиничного продукта окажется первоочередной проблемой, и когда потребуется кардинально сменить стратегию.
Каждый гостиничный бизнес, который приступает к формированию нового предложения, может последовать одному из следующих вариантов:
- Покупка информации касательно нового продукта на базе контракта или лицензии.
- Разработка нового продукта.
- Модификация освоенного продукта.
- Привлечение партнеров к процессу разработки новых продуктов.
Можно использовать любой из перечисленных вариантов. Тем не менее, разработка новых торговых марок оказывается под силу исключительно крупным сетям или корпорациям. Поэтому новые корпоративные услуги и продукты применяются каждым отелем, что входит в конкретную сеть.
Особенности разработки нового гостиничного продукта
Выделяют ряд этапов, связанных с разработкой гостиничного продукта. Они включают в себя:
- Поиск определенных идей.
- Отбор конкретных целей.
- Замысел конкретного продукта и обеспечение его последующей проверки.
- Разработка маркетинговой стратегии.
- Проведение бизнес-анализа маркетинговых возможностей.
- Разработка гостиничного продукта.
- Испытание продукта в условиях рынка.
Для того, чтобы осуществить разработку нового гостиничного продукта отелям следует искать новые идеи и проводить анализ конкурентов. Важно заниматься формированием «банка идей», собирая при этом и обобщая информацию, которая отражает суть вопроса, а также информацию, которая может быть получена из внутренних и внешних источников. Речь идет о профессиональных периодических изданиях, научной и учебной литературе, сети Интернет, результатах проведенных социологических исследований, монографиях специалистов в сфере индустрии гостиничного бизнеса, аналитических и конъюнктурных обзорах, а также материалах выставок, гостиничных марок, конференций и пр.
Процесс поиска идей – мероприятие крайне результативное, но при этом все представленные идеи невозможно реализовать одномоментно. По этой причине целесообразно обсуждение этих моментов, например, в ходе совещаний специалистов, во время проведения «круглых» столов, на заседаниях и пр.