Ситуационная помощь инвалидам — это тип помощи, которую необходимо оказать инвалиду для преодоления барьеров, которые препятствуют человеку с ограниченными возможностями здоровья получить все услуги, которые оказываются населению, наравне с другими лицами.
Классификация инвалидов
Ситуационная помощь различным группам инвалидов необходима для того, чтобы обеспечивать доступ людям с ОВЗ наравне с другими гражданами к социально-значимым объектам. Сотрудники гостиниц и отелей должны уметь оказывать ситуационную помощь в соответствии с видом и выраженностью имеющегося у инвалида нарушения здоровья. Для этого нужно знать коды инвалидности и перечень действий для каждого из них.
Лиц с ОВЗ, которым необходима ситуационная помощь, подразделяются на следующие категории:
- код «В» - человек может передвигаться в коляске, но ему необходима помощь посторонних лиц (работников отеля) при передвижении вне помещения;
- код «С» - человек плохо видит или лишен зрения (он ограничен в ориентации и ему требуется сопровождение);
- код «Е» - инвалид ограничен в самообслуживании (нет рук, не действует руками, ему необходима помощь в процессе самообслуживания и других ручных действиях);
- код «К» - слепоглухой инвалид, который существенно ограничен в ориентации (ему необходимо сопровождение лицом, которое осуществляет помощь вне дома, а также услуги тифлосурдопереводчика);
- код «М» - глухонемой или глухой человек (при формальных взаимоотношениях ему необходимы услуги сурдопереводчика);
- код «Н» - инвалиды, которые ограничены в общении и контроле своего поведения (например, при нарушении умственных функций).
Для обеспечения условий беспрепятственного доступа в отель, санаторий или гостиницу инвалидов, которым нужна ситуационная помощь, необходимо выделить на стоянке специальные парковочные места для их автотранспорта. Дополнительно здания и сооружения оборудуются элементами доступности, включая пандусы, широкие проемы дверей, поручни, подъемники, кнопки вызова сотрудника. Все это должно работать по действующим нормативно-правовым актам в области градостроительной политики.
Для инвалидов, прибывающих в гостиницы, руководство оборудует элементы доступности зон оказания услуг, отдельные санитарно-гигиенические помещения. В отелях предусматриваются технические средства реабилитации, которые дают возможность передвигаться внутри и снаружи здания (например, кресла-коляски, ходунки, подъемные устройства).
Действия персонала при оказании ситуационной помощи инвалидам категорий «В» и «С»
Ситуационная помощь инвалидам отличается в зависимости от их принадлежности к той либо иной категории. Так, специалисты по социальной работе должны сопровождать клиента категории «В», который позвонил в кнопку вызова. Специалист выходит на улицу, открывает входные двери. Для инвалида на костылях предоставляется кресло-коляска при входе в здание. Помимо того, специалист помогает переместиться человеку в кресло-коляску.
Ситуационная помощь со стороны администратора включает следующие действия:
- выяснение цели посещения;
- сопровождение до нужного места;
- сообщение медицинским работникам (специальному персоналу) о прибытии инвалида в гостиницу.
Медицинский персонал санатория или гостиницы должен также оказывать инвалиду помощь при одевании и раздевании. При необходимости консультации другого специалиста персонал способствует передвижению внутри здания, сопровождая человека по нужным кабинетам. При необходимости ему оказывается помощь при посещении туалетной или ванной комнаты.
Специалисты, которые оказывают ситуационную помощь инвалидам в гостиницах, должны помнить, что инвалидная коляска является неприкосновенным пространством человека. Нельзя облокачиваться на нее или толкать. Начать катить ее без согласия владельца считается тем же, что схватить и нести человека без его разрешения.
До того, как оказать помощь, нужно уточнить у человека ее необходимость и уместность. Предлагать помощь обязательно нужно при открытии тяжелой двери или потребности проехать на коляске по ковру с длинным ворсом.
Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С» предполагает встречу человека на улице (у входа в здание), открытие входных дверей, оказание помощи при входе в здание. Специалист должен взять гостя под локоть и сопроводить до администратора.
Ситуационная помощь инвалидам категорий «Е» и «К»
Ситуационная помощь инвалидам категории «Е» предполагает помощь при всех действиях, которые выполняются руками. Работник гостиницы, ответственный за оказание ситуационной помощи инвалидам, должен встретить человека на улице (на входе в здание), открыть (закрыть) двери, пригласить необходимого специалиста (администратора, медицинского работника).
Таким гостям нужна помощь при одевании (раздевании), посещении туалета. Их необходимо сопровождать до номера и места, где они будут употреблять пищу.
В случае необходимости консультации других специалистов инвалида нужно проводить до кабинета. По окончании проживания инвалид сопровождается до гардероба. Там ему оказывается помощь в одевании. Далее специалист выводит человека на улицу, помогая ему найти средство для дальнейшего перемещения (например, такси или трансфер).
Ситуационная помощь инвалиду категории «К» при посещении гостиниц и отелей должна оказываться сопровождающим лицом или сотрудником. Здесь важно сопроводить гостя и помочь ему в ориентации (вход и выход из здания), ознакомить с информацией о гостинице, помочь в заполнении документов и заселении в номер. Инвалид должен знать, как ему вызвать сотрудника гостиницы. Для этого в специальных номерах оборудуются кнопки вызова или телефонные аппараты.