Сущность понятия «внутренний туризм»
Внутренний туризм – это выезд граждан страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ, с целью удовлетворения потребностей в отдыхе, познавательных интересов, занятий спортом.
В настоящее время внутреннему туризму государство стало уделять больше внимания. Эта сфера является перспективным направлением развития экономики России, но несовершенная инфраструктура и халатное отношение бизнеса к развитию этой сферы, к отдыхающим, стали причинами низких темпов роста внутреннего туризма относительно сделанных прогнозов.
Внутренний туризм закрепился как правовое понятие, что отражается в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132.
Функционирование внутреннего туризма происходит в рамках взаимодействия трех ключевых сторон:
- Туроператор,
- Турист,
- Туристическая территория
Интерес граждан страны к её рекреационным ресурсам, памятникам истории и культуры является составной частью внутреннего туризма и подчеркивает, на каком уровне находятся взаимоотношения граждан и государства.
Россия располагает уникальными природными ресурсами для развития внутреннего туризма. На её территории находятся объекты национального, мирового культурного, исторического наследия, проходят важные культурные, общественные, экономические и спортивные события.
Регионы страны представляют широчайший спектр потенциально привлекательных туристических объектов и комплексов, которые у российских и иностранных туристов пользуются большой популярностью.
В долгосрочном социально-экономическом развитии страны главным направлением было создание условий для улучшения качества жизни граждан РФ, включая развитие инфраструктуры отдыха и туризма, обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристических услуг в стране.
Внутренний туризм способствует оздоровлению нации, играет важную роль в решении многих социальных проблем, способствует созданию рабочих мест и росту занятости населения.
Европейские и многие азиатские страны значительную часть своего благосостояния построили на развитии туризма и его доходах.
Туристический продукт лидирует наравне с нефтью и является одной из самых прибыльных сфер.
В России 85 регионов приняли участие с 2014 г в реализации программ культурно-познавательного, социального, военно-патриотического, экологического, этнокультурного и сельского туризма.
Однако тот огромный туристский потенциал, который имеет страна, используется не в полной мере и в рейтинге конкурентоспособности Россия занимала в 2009 г 59 место из 133 стран мира.
В рейтинге по природным богатствами и объектам культурного наследия стран занимала 5-е и 9-е место соответственно.
Внутренний туризм в России и его современное состояние
Курс доллара в 2014 г резко подскочил, и российские туристы обратили свои взоры на красоты России.
Данные Ростуризма показывают, что в этом году 41,5 млн. россиян путешествовали по России. Турция и Египет закрыли свои двери русским туристам, поэтому в следующем уже году отмечался рост внутреннего туризма, который вырос на 30%.
Причина этого заключается совсем не в росте качества сервиса, а в снижении доходов населения и курса рубля.
Покупка пакетных туров у туроператоров снизилась, вырос процент граждан, путешествующих самостоятельно. Спрос на внутренние туристические путевки в 2017 и 2018 годах продолжал свой рост.
Произвол чиновников и невысокое качество туристических услуг далеко не единственные причины в развитии данной сферы – существует ещё проблема негативной пропаганды, поскольку терять деньги, зарабатываемые на выездном туризме, заинтересованные лица не собираются.
Большой поток негативной информации и откровенной дезинформации идет по поводу отдыха в Крыму.
Первый поток туристов в Крым показал серьезные проблемы в сфере организации туристической инфраструктуры. Вызваны они были несбалансированностью таких факторов:
- инфраструктурой курортных городов и её состоянием;
- уровнем туристического сервиса;
- предпочтениями и потребительскими запросами;
- спецификой обслуживания;
- ценовым сегментом;
- информационным обеспечением туристической инфраструктуры и сервиса;
- оформлением мест размещения.
Быстро преодолеть эти негативные факторы довольно сложно.
Вкладываются средства в развитие туристического потенциала Алтая, Байкала, Ставропольского и Краснодарского края. Созданы программы развития туризма и в регионах, реализация которых тормозится на местном уровне.
В августе 2020 г Ростуризм запустил программу туристического кешбэка, а в ноябре был второй этап, включая поездки на новогодние каникулы.
За отдых в России 300 тыс. человек получили компенсацию от государства. Несмотря на подобные мероприятия, Российский туризм тоже в минусе.
По сравнению с 2019 г количество путешествий по стране стало меньше на 35-40%. Если в 2019 г по стране было совершено 68 млн. поездок, то в 2020 г только 40-42 млн.
Основная причина была связана с антиковидными ограничениями. По всей стране в весенний период были закрыты отели, музеи и рестораны.
В Сочи, например, гостей отправляли в обсерваторы, в других санаториях требовали справку о ПЦР-тестах.
Очень сильно в 2020 г пострадал внутренний экскурсионный туризм. Спрос на культурно-познавательные поездки снился по сравнению с 2019 г на 40-60%.
Со стороны государства в 2020 г правительством было предложено 11 основных мер поддержки федерального уровня, 9 из которых направлялись на поддержку малых и средних предприятий туристической сферы.
Наиболее популярными в 2020 г по данным сервиса для планирования путешествий One Two Trip, были такие туристические маршруты:
на самолете – Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Симферополь, Краснодар, Махачкала, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Уфа, Екатеринбург;
на поезде – Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Тюмень, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань, Сочи, Новосибирск.
Перспективы развития внутреннего туризма
В сложившейся непростой ситуации в мире главная задача, стоящая перед туротраслью, заключается в обеспечении спроса на внутренний туризм.
Основа спроса должна быть долговременной, а не только на период вынужденного закрытия границ. Самым важным в решении этой проблемы должно стать развитие инфраструктуры и информированность граждан России о возможных туристических направлениях.
На уровне Федерации в 2020 г была обоснована Стратегия развития туризма в России до 2035 г, которая предполагает создание корпорации по туризму.
Данная корпорация должна функционировать на базе крупных предприятий туротрасли:
- «Курорты Северного Кавказа»,
- «Корпорация развития Северного Кавказа»,
- фонд «Посети Кавказ».
Зарегистрирована она была как «Корпорация туризма России 18 декабря 2020 г.
Задача Корпорации – актуальные инвестиционные проекты в сфере продвижения российского туризма и формирование туристических кластеров.
В стратегии три федеральных проекта, реализация которых будет происходить по принципу воронки. Сначала идет реализация первого федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры и создание качественных туристических продуктов – его задача:
субсидирование процентной ставки на строительство гостиниц, поддержка через гранты общественных и предпринимательских инициатив, обеспечение регионов субсидиями для формирования привлекательной городской инфраструктуры.
Затем идет реализация второго федерального проекта «Повышение доступности и информированности о туристических продуктах». Развитие здесь получают уже применяемые меры поддержки государства – это субсидирование поездок гражданам, субсидирование чартеров, туроператоров, софинансирование мероприятий и их продвижение.
Федеральный проект на заключительном этапе «Совершенствование управления в сфере туризма». Заключительный проект предполагает разработку инновационного инструментария развития туристической отрасли России и его внедрения – создание профильного института по туризму на базе действующего вуза и учебного центра ЮНВТО, создание бизнес-инкубаторов, акселераторов, перевод госуслуг в цифровой формат, снижение ставки НДС и др.
Стратегия, надо сказать, включает в себя развитие туристических макротерриторий с расширением туристических точек привлекательности, к которым в частности относятся «Большое золотое кольцо», «Большая Волга», «Байкал» и др.