Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Северный морской путь и его значение для России

Географическое положение и история освоения

Замечание 1

Северный морской путь называют Северным морским коридором, соединяющим европейскую часть России с российским Дальним Востоком. Кроме того – это кратчайший путь из Европы в Азию. Проходит он вдоль побережья Сибири и соединяет российские порты Дальнего Востока и устья северных рек в единую судоходную транспортную систему.

На востоке Северный морской путь ограничивает Берингов пролив, на западе – меридиан, расположенный севернее мыса Желания.

Протяженность этого пути составляет 5600 км. Основными портами являются:

  • Диксон,
  • Дудинка,
  • Игарка,
  • Бухта Провидения,
  • Тикси,
  • Певек.

Северный морской путь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Северный морской путь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все порты Северного морского пути активно реконструируются, что позволяет значительно увеличить транспортный поток проходящих кораблей через эту Северную магистраль.

Северные моря, по которым проходит этот путь, отличаются большой климатической суровостью – летняя температура не поднимается выше +7 градусов, а зимняя температура достигает отметок -33…-35 градусов.

Шельфовая зона морей не более 200 м. Лед на морях присутствует на всем пути следования, а ледовая обстановка отличается межгодовой изменчивостью.

В зимний период здесь действуют антициклональные воздушные массы, а летняя атмосферная циркуляция противоположна зимнему периоду.

Англичане ещё в XVI веке предпринимали попытки пройти этим путем, но дальше Новой Земли пройти не смогли. Возобновление попыток произошло только в конце XIX века – шведский геолог и географ в 1878 г в одну навигацию сумел добраться до берегов Чукотки, где остановился на зиму.

Позже подобные проходы совершили норвежец Ф. Нансен в 1893 г и русский исследователь Э. Толль в 1901 г.

«Северный морской путь и его значение для России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Успешные проходы позволили тогдашним властям оценить потенциал этого пути и перспективы развития северных регионов страны.

Экспедиция ледокола Челюскин, предпринятая в 1933 г была не совсем удачной, ледокол был зажат льдами, а первая транспортная поставка осуществилась только в 1935 г из Ленинграда во Владивосток.

Использовался Северный морской путь в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, хозяйственной и военной провизии в Баренцево море из Тихого океана.

За годы войны по этому маршруту перевезли более 4-х млн. тонн грузов, прошли сотни кораблей.

С появлением атомного ледокольного флота и ледоколов «Арктика» в 70-80-е годы освоение Северного морского пути активизировалось.

Доступным для международного судоходства СМП стал доступным с 1991 г, но зарубежные компании начали его освоение спустя 15 лет.

Перспективы развития Северного морского пути

Развитие инфраструктуры СМП требует увеличения объема грузоперевозок на первом этапе до 2024 г. Их осуществление в основном будет происходить в западном направлении – в этом ключе работают российские и западные компании.

Увеличение объема грузопотоков требует модернизации и расширения производственных мощностей некоторых портов и строительства новых.

По плану намечено развитие порта Мурманск, модернизация которого увеличит его мощность на 18 млн. тонн. Идет модернизация Архангельского порта и планируется реконструкция Архангельского подходного канала.

Проект глубоководного района морского порта Архангельск включает два специализированных и 4 универсальных морских терминала. Их общая мощность составляет 38 млн тонн, подъездную железную и автомобильную дороги.

Проект будет реализован в два этапа – 2018-2023 годы и 2026-2028 годы.

За счет строительства терминала «Утренний» планируется увеличить мощность порта Сабетта, расположенного на полуострове Ямал, углубление дна в Обской губе.

К 2024 г новый терминал будет выдавать 21,6 млн. тонн грузов СМП. Терминал «Чайка» для вывоза угля планируется построить в порту Диксон.

Глава «Роснефти» в 2019 г доложил Президенту страны, что компания рассматривает возможность создания арктического кластера с целью обеспечения загрузки Северного морского пути и планирует добычу нефти к 2030 г довести до 100 млн. тонн.

Идет освоение на территории Чукотки крупнейшего медно-порфирового месторождения, где одним из инвесторов выступает Казахстан.

Переработка руды в год составит общей мощностью 60 млн. тонн. Производство должно быть запущено в 2022 г.

Построенный ещё в 50-е годы порт Певек модернизируется – идет реконструкция двух причалов, а источником финансирования является федеральный бюджет.

Идет создание морского перегрузочного комплекса СПГ газа в бухте Бечевинская на Камчатке, инвестором выступает компания «НОВАТЭК». Ежегодный расчетный объем перевалочных грузов составит 21,7 млн. тонн.

Это далеко не все российские проекты по дальнейшему развитию Крайнего Севера страны и Северного морского пути.

Чтобы потенциал Северного морского пути был полностью реализован, требуются нестандартные технологические решения и, прежде всего, постройка ледоколов и портовой инфраструктуры в районе с очень низкими температурами – Россия в этом является беспрецедентным лидером.

Значение Северного морского пути для России

Россия в этом регионе стремится продвинуть свои экономические интересы.

Арктика – это место крупнейших доказанных, но не освоенных запасов углеводородов, большая часть которых находится в России.

Северный морской путь решает многие задачи и главной из них является задача обеспечения местного населения необходимыми ресурсами для построек и эксплуатации, особенно горнодобывающих комбинатов. Вторая задача связана с освоением природных богатств северных территорий.

Кроме этого Северный морской путь является одним из ключевых моментов развития взаимоотношений со странами, которые заинтересованы в разработке полезных ископаемых и в быстрой доставке грузов.

С этой целью между Россией и Китаем была подписана совместная декларация о дальнейшем укреплении стратегического и кооперативного партнерства. Эта декларация стала официальной частью китайского проекта инфраструктуры «Один пояс и один путь».

В развитии Северного морского пути Россия сотрудничает и с Республикой Корея.

Северный морской путь является альтернативой Суэцкому каналу, а глобальное потепление – это положительный природный фактор, считают эксперты, привлекающий внимание к Северному морскому пути как транспортной магистрали.

Привлекательными факторами Северного морского пути являются и такие как срок доставки грузов, который сокращается до 35 дней вместо 48 суток, что значительно экономит топливо и сокращает транспортные издержки, а плата за проход судов отсутствует, кроме ледокольного сбора.

Важным для России является и военно-стратегическое значение Северного морского пути. Угроза для России с севера никуда не исчезла, она просто усложнилась и трансформировалась.

В Северном Ледовитом океане можно сосредоточить высокоточное оружие большой дальности, направленное против России, например, подводные лодки типа «Огайо».

Что касается США, то руководство страны рассматривает Арктику в целом и Северный морской путь в частности, как один из плацдармов глобальной системы противоракетной обороны.

США стремится взять под свой контроль воздушную, надводную, подводную обстановку в Арктическом секторе и в Северном морском пути.

Несмотря на то, что стратегическая обстановка в этом районе относительно стабильна, но потенциальная военная опасность существует.

Ее обусловливают следующие факторы:

  • Вопросы континентального шельфа и экономических зон в Арктике ещё не урегулированы;
  • Стремление руководства Норвегии сократить присутствие русских на острове Шпицберген и в перспективе полностью вытеснить Россию с архипелага, изменив статус острова как демилитаризованной зоны;
  • Стремление, прежде всего, США, а также Норвегии, Японии, Канады, превратить Северный морской путь в международную транспортную магистраль;
  • Наращивание присутствия США в Арктическом регионе;
  • Подготовка НАТО присутствовать постоянно в Арктическом регионе и на трассе Северного морского пути.

Полностью и надежно прикрыть Арктическое направление от возможных военных угроз, России пока сложно с практической точки зрения – нет достаточных средств, сил и необходимой для этого оборонной инфраструктуры.

Дата последнего обновления статьи: 01.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot