Транспорт и климат
Из всех отраслей хозяйства транспорт является одним из наиболее зависимых от климатических условий, причем он является уязвимым не только к экстремальным явлениям, но и так называемым «вялотекущим» неблагоприятным процессам.
Все климатические проявления для транспортной инфраструктуры и транспортных служб могут нести отрицательные последствия. Такие климатические явления, как ливневые дожди, туман, снежные заносы, снежные лавины, метели, песчаные бури, негативно сказываются на работе автомобильного и железнодорожного транспорта.
Кроме этого обильные осадки оказывают влияние на состояние:
- автомобильных и железных дорог,
- мостов,
- туннелей,
- дренажных систем.
Зимняя опасность на дорогах вызывается гололедицей, скользкостью, черным льдом, снежным накатом. Частые температурные перепады разрушают покрытие дорог.
Высокая летняя температура вызывает размягчение асфальтового покрытия, а температура выше +30 градусов может вывести из строя транспортное оборудование.
Высокие температуры приводят к износу шин и перегреву автомобилей.
Отрицательное воздействие высокие температуры оказывают и на работу железнодорожного транспорта, что проявляется в деформации железнодорожных рельсов и возникновению аварийных ситуаций.
Повреждение транспортной инфраструктуры характерно и для северных районов, где есть вечная мерзлота.
Таяние мерзлоты и криогенное вспучивание вызывает оседание земляного полотна и приводит к деформации дорожного покрытия.
Период эксплуатации ледовых дорог за последние 30 лет сократился с 200 до 100 дней в году.
Увеличивающийся сток вод вызывает сильные разливы рек, что катастрофически влияет на транспорт, потому что главные автомобильные и железные дороги проходят вдоль речных систем.
Что касается водного транспорта, то в период аномально жаркого лета внутренние водные пути снижают уровень воды. В результате сокращается период навигации, уменьшается грузоподъемность, растет расход топлива. Суда чаще могут садиться на мель.
Таяние вечной мерзлоты и арктических льдов могут привести к нарушению работы морских портов.
Положительным моментом таяния льдов является увеличения сроков навигации по Северному морскому пути и экономия топлива.
Воздушный транспорт работает в течение круглого года, но и здесь высокие температуры отрицательно отражаются на объектах инфраструктуры аэропортов и в первую очередь это касается взлетно-посадочных полос.
Для аэропортов северных районов плюсом будет то, что сокращаются расходы на уборку снега и льда.
Меры, принимаемые в транспортном секторе, должны быть направлены на снижение уязвимости и повышение устойчивости всех систем к воздействиям климатических факторов.
Воздействие меняющихся климатических условий важно учитывать при планировании, проектировании, строительстве и эксплуатации транспортной инфраструктуры. Важна и проблема экологической безопасности автомобильного транспорта.
Влияние дождя и снега на работу транспорта
Каждое время года имеет свои характерные климатические условия, которые оказывают значительное влияние на формирование состояния дорожной поверхности и условий движения.
Зимний период характеризуется устойчивой температурой ниже 0 градусов и устойчивым снежным покровом, который на большей части территории России, имеет продолжительность до 260 дней в году.
Предвестником наступающей зимы являются заморозки, поэтому поверхность дороги, не успевшая ещё просохнуть от осенних дождей, покрывается тонким слоем льда.
Он, как правило, для глаза совсем незаметен. На тротуарах скользят пешеходы, а тормозной путь автомобилей непредсказуемо увеличивается. Укатанный колесами автомобилей снег становится скользкий и опасный, как лед.
С наступлением оттепелей снег оттаивает и снова замерзает, и опять делает поверхность проезжей части скользкой и опасной.
Сильный и мокрый снег мешает хорошо обозревать дорогу, ухудшая её видимость. Кроме этого проезжая часть становится значительно уже, а снежные валы по обочинам закрывают обзор и скрывают пешеходов.
Рисунок 1. Влияние снега на работу автомобильного транспорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенно опасной дорога бывает в период первого снегопада, когда появляется утрамбованный снег и первый лед. В это время и пешеходам и водителям надо быть предельно осторожными.
Дождь на работу транспорта оказывает свое отрицательное воздействие – увеличивает скользкость дороги, способствует размягчению обочин, ухудшает видимость.
С наступлением дождя скользкость особенно опасна, потому что пыль или грунт, нанесенный на асфальт, растворяется водой и образует на дороге скользкий слой.
В этом случае большая осторожность нужна на грунтовых дорогах при подъезде к перекресткам и во время съезда на обочину дороги.
Понятно, что скорость, как главное средство обеспечения безопасности, должна быть минимальная.
Во время сильных дождей тормозные колодки могут намокнуть и привести к отказу тормозов или снижению их эффективности. В этом случае они должны быть просушены с соблюдением всех мер предосторожности – нажимают несколько раз на педаль тормоза при небольшой скорости. Фары включаются при любой погоде.
При сильном дожде дворники не справляются с протиранием лобового стекла, поэтому лучше остановиться и переждать, что тоже будет способствовать безопасному движению.
При мокром и скользком дорожном покрытии остановочный путь возрастает в 4-5 раз, а в лужах отражаются фары и фонари, которые дезориентируют как водителей, так и пешеходов.
Грязные лужи скрывают на дороге выбоины в асфальте и возможные открытые колодцы.
Первые капли дождя, смешавшись с дорожной пылью, действуют как смазка, в результате чего сцепление колес с дорогой становится значительно меньше и тормозной путь возрастает.
На таких дорогах запрещается резко прибавлять «газ» и резко тормозить, поворачивать резко руль, потому что не исключена потеря сцепления колеса с дорожным покрытием. Специалисты называют это заносом, и тогда транспортное средство становится неуправляемым. Заносы таких небольших транспортных средств, как велосипед и мотоцикл заканчиваются падением.
Влияние тумана на работу транспорта
Такое метеорологическое явление, как туман, представляет собой особую опасность для всех видов транспорта.
Полное отсутствие видимости при сильном тумане во время движения автомобилей, может закончиться катастрофой, поэтому скорость движения должна быть минимальная.
В пределах европейской части России в течение года может быть до 40 туманных дней.
Кроме ухудшения общей видимости на дороге он способствует снижению истинных расстояний и скорости движения встречных автомобилей.
Создается дистанционная иллюзия, что до встречного автомобиля расстояние больше, а скорость меньше, чем на самом деле.
Длительные поездки в туманную погоду приводят к усталости глаз и снижают остроту зрения.
Большая опасность тумана заключается в том, что он способен изменять цвет, кроме красного. Желтый сигнал светофора может показаться красным, а зеленый – желтым.
При очень густом тумане нельзя различить предметы даже на расстоянии 3-5 м. Дистанция между автомобилями при тумане должна увеличиваться и во время движения быть готовым остановить транспортное средство.
Важно не выезжать на середину дороги, и держаться ближе к краю проезжей части, избегать перестроения, обгона и опережения.
Если в густом тумане требуется разворот или поворот, необходимо подать звуковой сигнал. При сгущающемся тумане и с падением видимости, лучше сделать остановку и переждать.