Зарождение железнодорожного транспорта России
История железных дорог России довольно богата и имеет замечательные патриотические, трудовые и научно-технические традиции.
Первая железная дорога была построена в 1834 г на Урале. Это был результат многолетней работы талантливых крепостных мастеров – Ефима Александровича и Мирона Ефимовича Черепановых, создавших и первый в России паровоз. Дорога соединяла рудник и завод и имела протяженность около 1 км.
Рельсовые промышленные дороги стали прообразом будущих железнодорожных линий общего пользования. Первая такая дорога была построена в 1837 г между Царским Селом, современным городом Пушкиным, и Петербургом. Её протяженность составляла 27 км, с продолжением до Павловска.
Развитие в стране горнодобывающей и металлургической промышленности, перевозки железной руды, угля, лесных и строительных материалов, требовали железных дорог общего пользования.
Первая общая железная дорога показала, что в России возможно и целесообразно использование нового вида транспорта, каким был на тот момент железнодорожный.
Профессор Петербургского университета Щеглов Н.П. в своей статье о железных дорогах в 1830 г доказал преимущество этого вида транспорта и обосновал необходимость строительства чугунной дороги от Твери до Петербурга. Данная дорога соединяла бы непосредственно Волгу со столицей и портом на Балтике.
Экономист и государственный деятель России Н.С. Мордвинов, считал, что железные дороги из всех путей сообщения могут стать самыми полезными для торговли, поскольку за короткое время перевозят большое количество грузов. Перспективность железных дорог понимал и профессор М.С. Волов, который активно выступал за их строительство.
Огромным достижением русского инженерного искусства стала постройка в 1851 г Петербургско-Московской железной дороги. Магистраль была двухпутная и имела протяженность около 650 км.
Возводилась она в течение 8 лет с двух сторон одновременно. Сооружение этой магистрали стало отечественной школой формирования железнодорожных строителей.
Опыт строительства железнодорожных линий позволял вносить коррективы в строительство новых дорог. В частности, была принята ширина колеи, которая составила 5 футов или 1624 мм и стала стандартной для российских железных дорог.
Профессор Н.И. Липин разработал единые обязательные габариты приближения строений и подвижного состава для всех линий, которые были введены в России в 1860 г.
Строительство железных дорог в стране активизировалось с развитием капитализма и отменой крепостного права.
В период с 1865-1875 гг. прирост железных дорог в России составил 1,5 тыс. км, с 1893-1897 гг. прирост дорог дошел до 2,5 тыс. км.
В это время были построены дороги:
- Москва-Курск,
- Курск-Киев,
- Москва-Брест,
- Красноводск-Ташкент и др.
В 1891 г Россия приступила к строительству Великой Сибирской магистрали, осуществлявшееся с двух сторон – от Челябинска и Владивостока. Протяженность дороги составила 6503 км, а строительство завершилось в 1901 г.
Рисунок 1. Великая Сибирская магистраль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для формирования поездов сооружались сортировочные станции, первой из них была станция Петербург-Сортировочный, построенная в 1879 г.
География железнодорожного транспорта
Самая большая плотность железнодорожной сети в Калининградской области, самая маленькая плотность железных дорог на Дальнем Востоке. В среднем плотность железных дорог в России составляет 50 км на кв. км.
Железные дороги являются основой транспортной сети в Северном районе, они связывают его с другими районами России. Здесь железными дорогами слабо обеспечены Республика Коми и Архангельская область. Многие районы Севера обслуживаются речным транспортом.
Северо-Западный район имеет хорошо выраженную радиальную структуру – основные железные дороги лучами расходятся от Санкт-Петербурга. Связь с Литвой и Калининградом обеспечивает старейшая железная дорога Санкт-Петербург-Псков-Варшава.
Важные экономические связи России обслуживает Октябрьская железная дорога, обеспечивающая внешнеторговые перевозки грузов через морские порты Санкт-Петербург и Мурманск.
Все виды транспорта представлены в Центральном районе, поэтому его транспортная система сложная и разветвленная. Московский транспортный узел является ядром этой системы.
Район обслуживает несколько железных дорог – Московская, Октябрьская, Северная, Горьковская, Юго-Восточная.
От Москвы идут радиальные лучи в направлении Санкт-Петербурга, Смоленска, Брянска, Курска, Ефремова, Ростова, Екатеринбурга, Кирова, Владивостока.
Московская железная дорога находится на первом месте по объему выполняемых пассажирских перевозок.
Горьковская железная дорога обслуживает основную часть Волго-Вятского района, часть Центрального, Уральского и Поволжского района.
В Центрально-Черноземном районе ведущее положение занимает Юго-Восточная железная дорога, обслуживающая Тамбовскую, Липецкую, Воронежскую, Белгородскую области.
Куйбышевская, Приволжская, Частично Горьковская и Северо-Кавказская железные дороги обслуживают Поволжский район.
Куйбышевская железная дорога обслуживает среднюю часть Поволжья. Транспортный баланс этого района пассивный – ввозится грузов в два раза больше, чем вывозится.
Саратовская, Астраханская, Волгоградская, частично Тамбовская и Ростовская области обслуживаются Приволжской железной дорогой. Крупными транспортными узлами здесь являются Волгоград, Астрахань, Саратов – самым большим является Волгоградский узел.
Северо-Кавказская железная дорога полностью совпадает с Северо-Кавказским экономическим районом. Главной её магистралью является линия Ростов-на Дону – Минеральные Воды – Гудермес – Махачкала.
На востоке страны Западно-Сибирская железная дорога обслуживает Омскую и Новосибирскую области, Алтайский край. В её состав входит звено Транссиба – Омск – Новосибирск - Болотная. Новосибирск, Омск, Барнаул – самые крупные транспортные узлы дороги.
По юго-западу Восточно-Сибирского экономического района проходит Красноярская железная дорога. Её главной линией является участок Транссибирской магистрали Богомол-Красноярск-Тайшет.
Восточно-Сибирская железная дорога обслуживает Иркутскую область и Республику Бурятия. Поскольку дорога взаимодействует с Ангарой и Леной, то в зону её тяготения попадают север Иркутской
области и вся Якутия. Важные транспортные узлы здесь Иркутск, Улан-Удэ, Ангарск, Тайшет, Братск.
Забайкальская железная дорога обслуживает Читинскую и Амурскую области и расположена на юго-востоке Восточно-Сибирского и на юго-западе Дальневосточного районов. Дорога имеет сложный профиль, потому что пересекает горные хребты.
У Дальневосточной железной дороги главным является восточный участок Транссиба Архара-Владивосток. Данная магистраль связывает Дальний Восток с другими районами страны.
Роль и проблемы железнодорожного транспорта
Ведущая роль железнодорожного транспорта обусловлена его технико-экономическими преимуществами и географическими особенностями России.
Главная задача российских железных дорог заключается в обеспечении надежной транспортной связью европейскую и азиатскую части страны.
Железнодорожный транспорт ежегодно перевозит около 1 млрд. тонн грузов и 120 тыс. контейнеров, а это 30% грузооборота страны.
Роль железнодорожного транспорта в экономике России является ключевой и в общем грузообороте его доля более 80%.
Несмотря на то, что развитие железных дорог и их экономические показатели стали отставать от потребностей народного хозяйства, он всё равно остается наиболее экономичным видом транспорта.
Железнодорожный транспорт не зависит от природных условий, поэтому в течение всего года может ритмично осуществлять перевозки.
Российский железнодорожный транспорт имеет свои проблемы, связанные с неэффективной системой регулирования, отсутствием конкуренции, высоким износом инфраструктуры, подвижного состава, высокими социальными расходами и отсутствием достаточного объема инвестиций.
Рисунок 2. Обновление подвижного состава. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По разным оценкам железнодорожная отрасль в экономике России обладает от 4 до 15% основных средств производства. В отрасли занято 1,2 млн. человек.
Российские железные дороги являются крупнейшей монополией государства. Несмотря на то, что пассажирские перевозки убыточны, в целом отрасль довольно прибыльна.
Потребителями железнодорожных услуг являются производители массовых грузов.
Железнодорожный транспорт в настоящее время переживает инвестиционный кризис, хотя инвестиции и составляют ежегодно около 100 млрд. рублей. Этих средств не хватает, потому что инфраструктура и подвижной состав технически устарел и нуждается в «омоложении».