Экономические реформы Японии
В развитии экономики Японии условно выделяют несколько временных этапов:
- послевоенное восстановление экономики в период с 1945-1950 гг.;
- период высоких темпов развития экономики с 1950-1973 гг.;
- умеренные темпы развития, структурная перестройка, начиная со второй половины 1974-1980 гг.;
- период депрессии и структурные реформы, с 1990-2000 гг.
Рисунок 1. Экономическая реформа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После капитуляции Япония потеряла все свои колонии, флот, 3 млн. человек, погибших на фронте. Четвертая часть промышленных предприятий и транспортная сеть были разрушены.
На 31,7% от довоенного уровня упало промышленное производство и на 60,4% – сельское хозяйство. Цены увеличились в 189 раз.
Чтобы восстановить хозяйство в стране были расформированы такие крупные корпорации, как Мицубиси, Ниссан, Намура и др. Сегодня существует 47 абсолютно разных компаний «Мицубиси» – это Мицубиси Моторс, Мицубиси Электрик и др.
Далее штаб оккупационных войск предпринял попытку стабилизировать экономику страны и, надо сказать, что эти послевоенные реформы дали хороший результат и стали фундаментом для дальнейшего развития Японии.
В середине 50-х годов зарождается «японское экономическое чудо». С 1958-1973 гг. происходит скачок и ВВП увеличивается в 6,5 раз, а объем промышленного производства в 10 раз.
К началу 70-х годов Япония обогнала Францию, Великобританию, Канаду, Германию, Италию и заняла второе место после США.
Темпы этого экономического чуда составляли 11% в год, что явилось самым высоким показателем среди развитых капиталистических стран. Появились новые отрасли – нефтехимия, производство синтетических материалов – каучука, волокон, пластмассы, радиоэлектроника.
В это время Япония скупала в основном, американские патенты и доводила их до совершенства. К концу периода экономического чуда страна стала крупнейшей автомобильной державой.
В общей сложности за этот период разрабатывалось 9 общенациональных экономических планов, с возможностью внесения в них необходимых коррективов.
Период высоких темпов закончился в 1973-74 гг., что было связано с энергетическим кризисом, самым масштабным после войны. И сегодня Япония переживает экономический кризис.
Ещё в начале 2012 г. тогдашний премьер-министр Синдзо Абэ, чтобы вывести страну из кризиса, внедрил целый ряд реформ – его политика получила название «абеномика».
Реформирование должно было идти по трем основным направлениям:
- денежно-кредитное стимулирование,
- структурное реформирование,
- гибкая система налогообложения.
«Три стрелы», так называются эти направления реформирования, должны были преобразовать сферу образования, сельского хозяйства, фармацевтики, финансов и туризма. Страна, согласно этому плану, должна увеличить обороты международной торговли, снизить налоги для бизнеса, и возобновить к стране интерес туристов.
Экономические реформы Южной Кореи
Стремительный рост экономики Южной Кореи стал возможным благодаря сильному и эффективному руководству правительства.
Принимались новые законы и пересматривались существующие, принимались меры с целью увеличения накоплений, содействию частного иностранного и национального капитала, привлекались зарубежные инвестиции и технологии.
В регулировании экономической деятельностью усиливалась роль государства, что является характерной чертой корейских экономических реформ.
В руках государства находились основные финансовые, включая валютные, ресурсы страны. Однако устойчивость финансовой системы Кореи ослабляло недостаточное развитие рыночных отношений и административный произвол в банковской сфере.
Основу любых регулирующих мер в условиях высокоразвитого разделения труда, составляет денежное обращение и финансово-денежная сбалансированность, чему внимание уделялось в первую очередь.
Валютная сфера страны является ещё одним важным направлением государственного регулирования. В стране, с 1949 г, действует принуждение на иностранную валюту, которая должна находиться на специальных счетах ЦБ.
Рынок ценных бумаг развивался медленно, в результате частные капиталы приходили в виде займов, а не прямых инвестиций.
Неприятным для фондового рынка Южной Кореи был 1995 г., когда стоимость акций крупнейшей компании «Самсунг Электроникс» уменьшилась на 65,8%.
Деловая активность на фондовом рынке снизилась, а это, в свою очередь, негативно отразилось на процессе либерализации экономики. Сложившиеся условия требовали адаптации финансовой системы, и правительство в 1996 г провело ряд мер – была создана депозитарная корпорация для обеспечения эффективности процесса приватизации и слияния финансовых институтов.
Началась компания по усилению режима экономии и ужесточению контроля над бюджетными средствами. Одновременно шла борьба с коррупцией в банках и финансовых учреждениях.
Государственное регулирование отчетливо проявлялось в формировании отраслевых пропорций, так, например, в аграрной реформе важной частью стало дробление крупных земельных наделов, причем, принудительное, на более мелкие, а без государственного вмешательства осуществить это было невозможно.
Специально принятые законы в 70-е годы выделяли 7 отраслей на которые надо было обратить первоочередное внимание – черная и цветная металлургия, машиностроение, электроника, текстильная промышленность, нефтехимия, кораблестроение.
Южнокорейская концепция реформирования ориентировалась на внешний рынок и основными целями реформ было развитие отраслей, ориентированных на экспорт.
Эти отрасли пользовались налоговыми льготами и первостепенным обеспечением ресурсами. Таким образом, налицо «трехсторонний альянс» – государство-местный капитал-иностранный капитал. Интересы всех трех сторон, несомненно, соблюдались, но государство оставалось полностью самостоятельным участником, решения которого для всех были обязательными.
Реформы, проведенные в Южной Корее, относятся к категории «экономическое чудо».
Экономические реформы Китая
Китайские экономические реформы, направленные на продвижение к рынку, начались в 1978 г.
Рисунок 2. Особенности экономической модели КНР, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Аграрная реформа началась с передачи земли крестьянам в аренду в виде семейного подряда сроком на 3-5 лет, а затем на 15 лет. Это привело к увеличению урожая на 10%, и аренда земли распространилась на все китайские провинции.
Через 7 лет, в 1985 г страна впервые начала экспортировать зерно. Успех в области сельского хозяйства стал основой для дальнейших преобразований.
С 80-годов государство сделало попытку увеличить самостоятельность промышленных предприятий, и они были переведены на хозрасчет. Произошла легализация всех частных предприятий, численность которых составляла 100 человек.
Через пять лет их число увеличилось до 5 млн., постепенно возникали элементы рыночной экономики.
В 90-е годы начинается новое реформирование госпредприятий, включавшее расширение их прав при сохранении права собственности на их имущество за государством.
Чтобы ускорить темпы экономического роста Китай ослаблял денежную политику. При социально недопустимом уровне инфляции государство ужесточало денежную политику и контроль над капиталовложениями.
При ограничении совокупного спроса, идет замедление темпов роста и постепенное снижение инфляции.
Экономический курс страны, взятый на строительство социалистической рыночной экономики закреплен в конституции – «Социализм с китайской спецификой».
Уделялось большое внимание реформам внешнеэкономической деятельности. Если раньше государство было закрыто, то затем взяло курс на вхождение в мировое хозяйство, не исключая использование зарубежных технологий и финансовых источников.
Либерализация внешней торговли началась с сокращения импортных таможенных пошлин на сырье и комплектующие изделия.
В 2001 г страна стала членом ВТО, чтобы полнее интегрироваться в мировое хозяйство.
Акцент Китай делает на переход к интенсивному развитию экономики на основе достижений науки и техники.
Политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций сыграла огромную роль в реализации реформ.
Для того чтобы стимулировать инвестиционный процесс в Приморском районе страны были созданы свободные экономические зоны (СЭЗ) – Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и новая зона развития Пудун.
Китай после США является вторым на мировом инвестиционном рынке центром вложения иностранного капитала. Благоприятный инвестиционный климат и политика открытости делают Китай привлекательным для иностранных инвесторов.
Таким образом, последовательность реформ, которые опираются на экономический результат, позволили стране сформировать уникальную экономическую модель.