Экономико-географическое положение
Приморский край - административная единица РФ, занимающая ее юго-восток. Край расположен на берегу Японского моря в южных удаленных районах Дальнего Востока. На востоке и юге регион омывается Японским морем, на западе граничит с Северной Кореей и Китаем, а на севере - с Хабаровским краем. Граница между Хабаровским и Приморским краями пролегла по водоразделу бассейнов рек Хора и Бикина, Хора и Самарги и небольших рек склонов Сяхотэ-Алиня: Ботчи, Копни и Нельмы.
Общая площадь Приморья составляет 165,9 тыс. кв. км.
Рисунок 1. Приморский край. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Россия через территорию Приморья граничит с Китаем, Северной Кореей, через Японское море сообщается с границами Южной Кореи, Японии и некоторыми странам Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом регион выполняет контактные, связующие функции.
Приморье занимает благоприятное экономико-географическое положение, дающее свободный выход в Тихий океан, обладает разнообразным рельефом и обширностью территории, особенностями геополитического положения.
В Приморском крае выделяют:
- Сихотэ-Алинскую горную область (южная половина);
- Восточно-Маньчжурскую горную область (восточная окраина);
- Западно-Приморскую равнину.
В состав Приморья входят многочисленные острова: Попова, Русский, Путятина, Рикорда, Рейнеке, Римского-Корсакова, Петрова, Аскольд и другие.
На восточном берегу Амурского залива находится административный, экономический и культурный центр Приморья - портовый город Владивосток.
Социально-экономическая характеристика
Ведущие сектора экономики региона: транспорт, связь и торговля.
Важную роль играют отрасли, связанные с природно-ресурсным потенциалом края:
- горнодобывающая промышленность;
- рыбохозяйственный комплекс;
- агропромышленный комплекс;
- машиностроение (авиастроение, судоремонт и судостроение);
- лесная промышленность.
Местами концентрации населения являются не только крупные города Приморья (Владивосток, Артем, Находка, Уссурийск), но и Приханкайская низменность, долина реки Уссури и побережье к югу от Находки.
В Приморском крае на базе поселка Восточный (Находка) планируется создание особой экономической зоны портового типа, где будут осуществляться перевозки по международным транспортным коридорам.
Основная специализация транспортных узлов:
- портовый комплекс Восточный (Находка), выполняющий универсальные перевозки;
- экспортный порт по перевозке нефти и нефтепродуктов (бухта Козьмино);
- перевалка угля (порт в бухте Суходол);
- обработка контейнеров и грузов, перевалка угля (бухта Троица);
- контейнерная и горизонтальная грузообработка (Владивостокский транспортный узел).
Обеспечивается синхронизация развития производственных зон и портовых комплексов, специализирующихся в области нефтегазопереработки, металлообработки, судостроения и судоремонта, переработки морской продукции и рыбы, деревообработки.
Основным направлением развития электроэнергетической инфраструктуры является устранение дефицита генерирующих мощностей. Для этого расширена Артемовская ТЭЦ, реконструируется Партизанская ГРЭС, на Владивостокской ТЭЦ-2 и Находкинской ТЭЦ построены парогазовые установки.
Приморский край - важный узел телекоммуникационной инфраструктуры. Планируется строительство подводной волоконно-оптической линии связи Находка - Сахалин – Ниигата. Созданы: волоконно-оптическая линия связи (остров Русский); сеть подвижной радиосвязи и сотовой связи федеральных и региональных операторов связи; телекоммуникационная инфраструктура (остров Русский).
В крае функционирует около 700 школ, половина их которых находится в сельской местности. Для повышения качества образования наблюдается оптимизация школьной сети в результате присоединения основных школ к образовательным учреждениям, которые осуществляют полное среднее образование.
Приоритетные направления среднего профессионального образования - специальности, востребованные в отраслях железнодорожного и морского транспорта, строительного комплекса, рыбохозяйственного комплекса, машиностроения и энергетики, в организациях, занимающихся переработкой и транспортировкой углеводородного сырья.
Владивостокская агломерация
Основная часть социально-экономического потенциала сосредоточена во владивостокской агломерации, в которую входят Владивосток, Находка, Большой Камень, Уссурийск, Артем и сельские населенные пункты Шкотовского и Надеждинского районов. К зоне влияния агломерации также относятся Партизанск, Хасанский и Партизанский районы. Суммарная численность населения агломерации - более 850 тыс. человек, с учетом зоны ее влияния - более 1,3 млн. человек.
Владивостокская агломерация максимально приближена к нескольким странам Азиатско-Тихоокеанского региона, характеризуется относительно комфортным климатом, обладает незамерзающей акваторией, богатыми биологическими ресурсами. В регионе самая высокая плотность инфраструктуры, относительно диверсифицированная структура экономики и множество признанных научно-исследовательских учреждений.
Владивостокская агломерация выступает узлом транспортных международных коридоров с развитой сетью различных опорных коммуникаций. В ее составе создан транспортно-логистический комплекс, интегрирующий автодорожную и железнодорожную сеть, аэропортовую и морскую портовую, складскую инфраструктуру для обеспечения внешнеторгового грузооборота РФ и международного транзита с ориентацией на Северную и Южную Корею, северо-восточные провинции Китая, Японию. Это является основой развития транспортно-логистического кластера Приморья.
Владивостокская агломерация является крупнейшим научно-образовательным центром с выраженной естественно-научной и морской специализацией. Основные направления развития научной и образовательной сферы: модернизация материально-технической базы, расширение экспорта образовательных услуг и внешних связей, организация технико-внедренческих схем взаимодействия с бизнесом.
На территории Приморского края создаются совместные российско-китайские промышленные парки: парк по внедрению информационных технологий во Владивостоке, промышленный парк в Михайловском районе в Уссурийске.