Андре-Мари Ампер, французский физик, математик и химик

Андре-Мари Ампер ($1775$— $1836$) — великий французский физик, математик и естествоиспытатель, член Парижской Академии наук.

Биография

Андре-Мари Ампер родился в хорошо обеспеченной семье в городе Лион, во Франции, $20$ января $1775$ года. Его отец был Жан-Жак Ампер, преуспевающий бизнесмен. Его мать была Жанна Антуанетта Десютье-Сарсе Ампер, осиротевшая дочь шелкового торговца. Он провел свое детство и отрочество в семейной собственности на Полеймье о Мон-д'Ор около Лиона. Жан-Жак Ампер, успешный торговец, был поклонником философии Жан-Жака Руссо, чьи теории образования легли в основу образования Ампера.

В юности, давал частные уроки по математике и физике, он также был преподавателем в средней школе в Лионе (ныне Лицей Ампера).

Во время Французской революции, его отец был в Лионе, который в то время занял сторону оппозиции к событиям в Париже. Когда революционеры - после двухмесячной осады - захватили город, отец Ампера был приговорен к смерти на гильотине. Это был шок для ученого, так что в течение следующих $18$ месяцев он вообще не мог заниматься наукой.

В $1786$ году он познакомился с Катрин Каррон, на которой он женился в $1799$ году. От этого союза у них родился единственный сын - Жан-Жак Ампер, позже французский филолог и историк литературы. Через пять лет после свадьбы умирает жена Ампера.

Преподавательская карьера

После смерти его жены в июле $1803$ года Ампер переехал в Париж. У него не было никакого формального образования, но он имел отличную репутацию как в качестве преподавателя математики и, так и в качестве математика-ученого. Он получил должность преподавателя в недавно открытой Политехнической школе в $1804$ году. Он достигал больших успехов на своей должности, и был назначен профессором математики в школе в $1809$ году, несмотря на отсутствие формальной квалификации. Ампер также занимался научно-математическими исследованиями наряду с его академической карьерой, и преподавал такие предметы, как философия и астрономия в Университете Парижа с $1819$-$1820$ года.

«Андре-Мари Ампер, французский физик, математик и химик» 👇

Научная деятельность

В апреле $1820$ года датский физик Эрстед обнаружил связь между электричеством и магнетизмом - электромагнетизм. Несколько месяцев спустя, друг Ампера Франсуа Араго продемонстрировал электромагнитный эффект Эрстеда членам Французской академии в Париже. Ампер был очарован электромагнитным открытием Эрстеда, что начал работать над ним сам.

В $1820$ году Ампер установил правило для определения направления действия магнитного поля электрического проводника на иглу. В ряде экспериментов исследовали взаимодействие магнитов и электрических токов. Для этой цели он изобрел специальный инструмент. Обнаружено, что магнитное поле Земли влияет на движущийся проводник с электричеством. В том же году он обнаружил взаимодействие двух электрических токов, и разработал закон для этого явления (закон Ампера), он разработал теорию магнетизма и предложил использовать электромагнитные процессы для передачи сигналов.

Он сформулировал закон Ампера, в котором говорится, что взаимное действие двух длин токопроводящей проволоки пропорционально их длине и интенсивности их токов.

• Он считается первым человеком, который обнаружил электромагнетизм. Одним из его главных вкладов в классический электромагнетизм была теорема о циркуляции магнитного поля, которая связывает интегрированное магнитное поле вокруг замкнутого контура для электрического тока, проходящего через петлю.
  • Ему приписывают изобретение астатической иглы. Жизненно важный компонент современного астатического гальванометра.

Его имя является одним из $72$ имен, вписанных на Эйфелевой башне.

Дата последнего обновления статьи: 20.09.2023