Особенности физического развития
Физическое развитие индивида – это процесс изменений в организме, а также совокупность функциональных и морфологических свойств, которыми обладает организм.
Физическое развитие человека может быть обусловлено несколькими факторами, к числу которых относят:
- Биологические факторы, такие, как наследственность и генетика, структурные и функциональные изменения в организме, рост организма;
- Социальные факторы – культурный уровень жизни индивида, его материальные возможности, распределение материальных и духовных благ и их использование в определенный период времени.
Физическое развитие индивида представлено особой совокупностью признаков. Все они отражают текущее состояние здоровья организма, а также состояние организма на разных возрастных этапах. Уровень физического развития всегда был и остается показателем социального здоровья всего населения, поскольку от благополучия одного человека может зависеть благополучие всего социума. На физическое развитие можно влиять, и основным средством этого воздействия является физкультура (физические упражнения, спорт как норма жизни и стиль жизни индивида). В современном обществе есть масса мер и мероприятий, которые направлены на всестороннее физическое развитие индивида, на достижение им своего рода физического совершенства.
В теории физического воспитания, точно так же, как и в практике существуют самые разнообразные виды и группы принципов. Благодаря им реализуется физическое воспитание индивидов с учетом их индивидуальных особенностей, физического состояния и показателей здоровья. Это могут быть и более общие принципы физического развития и воспитания, а также отдельные виды физического воспитания, которые подбираются как раз в зависимости от состояния здоровья человека, его пола, возраста.
Физическое воспитание соединяется с духовным воспитанием. Они реализуются в единстве, поскольку таким образом поддерживается принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Исследователи делают акцент на несколько других принципов, которые применимы как к физическому, так и к духовному воспитанию индивида:
- Принцип связи практики жизни и физического воспитания индивида – те знания и навыки, которые он получает в процессе физического воспитания, он должен успешно применять на практике, чтобы полностью гарантировать себе нормы существования;
- Принцип оздоровления – физическое воспитание всегда должно быть только во благо человека, и никогда во вред.
Принцип гармоничного и всестороннего воспитания личности подразумевает, что абсолютно каждый человек, неравнодушный к самому себе и своему окружению, должен стремится к тому, чтобы быть полезным обществу. Но этого достигают только те люди, которые наделены и духовными, и физическими силами. Такими они становятся исключительно под влиянием определенных условий своей жизни. Физическое воспитание – это такое же условие. Но тут у человека есть выбор – он может пользоваться возможностями физического воспитания, может сделать спорт частью своего образа жизни. Но точно так же он может выбрать и другие ценности, поставить перед собой иные цели, к которым будет стремиться.
Духовное развитие индивида
Как уже было обозначено ранее, всесторонне развитие личности отражает не только физические и биологические закономерности, но и духовную составляющую. Это потребность в том, чтобы все системы организма человека развивались в гармонии, чтобы у него не было потребностей в чем-то порочном или вредном для организма. Принцип всестороннего развития личности отражается в двух положениях. Во-первых, должно быть единство в воспитательном процессе – использование физкультуры, решение нравственных задач, задач эстетического и трудового воспитания индивида. Только в этом случае физические навыки индивида будут иметь глубокое содержание и смогут оцениваться окружающими. Во-вторых, должна быть обеспечена широкая физическая подготовленность.
Но физкультура – это не только развитие силы и ловкости. Это формирование интеллекта, внутреннего стержня, силы воли и выносливость. Люди, занимающиеся спортом, в том числе профессионалы, делают это отнюдь не бездумно. Они погружаются в тактики, изучают историю своего вида спорта, читают об этом книги. Формируются определенные идеалы, которые могут быть применимы и в спортивной карьере.
Духовное развитие – это не только просветление и умение видеть во всем свет и добро. Духовное развитие – это умение принимать мир таким, какой он есть, стремление извлечь из происходящих событий позитивный опыт и умело распоряжаться собственной жизнь. Духовное не может быть без физического и наоборот, однако нельзя, чтобы что-то одно в человеке превалировало, а другого становилось меньше. В этом также состоит смысл духовно и физически развитой личности. Свою физическую силу необходимо возводить в ту деятельность, которая будет полезна окружающим, которая будет для них безопасна. Духовное развитие очень важно и в самореализации. Физические силы нужны для того, чтобы трудиться, работать, создавать что-то новое, а духовное нужно для того, чтобы восполнять свой багаж знаний и уметь распоряжаться ими во благо самого себя и общества.
Духовное развитие человека выражается в осознанность, безусловной любви, мотивированности к труду, вере, ощущении внутреннего равновесия. Вряд ли спортсмены добивались бы успехов, если бы они не верили в себя, свои силы или внешние силы, а также если бы они не соблюдали внутреннее равновесие даже в тех ситуациях, когда кажется, что карьера заканчивается, и уже невозможно простоя взять и вынести все происходящее. В физическом развитии человек постигает силу воли, он учится терпеть боль, терпеть и преодолевать самого себя, справляться со сложнейшими испытаниями, которые выпадают на его долю. Поэтому духовное и физическое всегда тесно связано друг с другом, эти два направления человеческого развития невозможно отделить друг от друга.